Название:
Pas (фр.) - шаг
Polka - народный чешский танец
Pas polka (Па польки) - шаг польки, основное движение танца Полька.
Музыка
Музыкальный размер 2/4.
Па польки занимает 1 такт.
Счет: И-1-И-2
Подготовительные упражнения
- Перенос веса тела с двух ног на одну.
- Выведение ноги на носок - battement tendu – баттман тандю по 3 позиции крестом по одному (правой ногой и левой ногой).
- Подъем на полупальцы (relevé – релеве) по 3 позиции.
- Положение ноги в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди и сзади: ступня - у щиколотки опорной ноги с оттянутым носком, колено согнуто и отведено в сторону. Sur le cou-de-pied (фр.) буквально – «на шейке ноги» (на щиколотке).
- Бросок ноги с выпрямленным коленом и оттянутым носком - jeté (жете).
- Подскок (шаг с подскоком)
- Па глиссе
- Па шассе
ПА ПОЛЬКИ ВПЕРЕД
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.
Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди).
Руки – на поясе или в бальной позиции.
1 такт - Па польки вперед с правой ноги:
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Перед началом движения слегка смягчить колено опорной левой ноги.
С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога броском поднимается вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком (jeté – жете). Нога поднимается невысоко над полом. |
1-И-2 |
Па шассе с правой ноги вперед: Счет 1- Па глиссе (скользящий шаг) правой ногой вперед в 4 поз. с носка на всю ступню. Колено правой ноги слегка смягчается. Левая нога остается сзади на носке (в 4 поз.). Колено левой ноги выпрямлено. Счет И- Выпрямляя колено правой ноги, скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу к правой ноге в 3 поз. (позади правой ноги) и подняться на полупальцы обеих ног. Колени почти выпрямлены. Счет 2- Второе Па глиссе (скользящий шаг) правой ногой вперед в 4 поз. с носка на всю ступню. Колено правой ноги слегка смягчается. Левая нога остается сзади на носке (в 4 поз.). Колено левой ноги выпрямлено. |
2 такт - Па польки вперед с левой ноги:
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Левая нога, стоящая сзади на носке, слегка смягчается в колене и проводится вперед по полу через 1 поз.
С небольшим подскоком на правой ноге, левая нога броском поднимается вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком (jeté – жете). Нога поднимается невысоко над полом. |
3-И-4 |
Па шассе с левой ноги вперед (аналогично счету 1-И-2). |
Замечания:
- При исполнении Па польки вперед бросок ноги вперед на затакт - jeté (жете) должен быть невысоким и сдержанным. Колено выпрямлено, носок оттянут.
- При исполнении Па польки вперед голова слегка поворачивается в сторону той ноги, которая выполняет шаг.
ПА ПОЛЬКИ НАЗАД
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.
Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди).
Руки – на поясе или в бальной позиции.
1 такт - Па польки назад с левой ноги:
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Перед началом движения слегка смягчить колено опорной правой ноги.
С небольшим подскоком на правой ноге, левая нога приподнимается от пола, и остается позади у щиколотки опорной правой ноги с согнутым коленом и оттянутым носком - в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) сзади. Колено левой ноги направлено в сторону. |
1 | Выпрямляя левую ногу назад и немного влево (оттянутый носок - на полу), выполнить небольшой скользящий шаг левой ногой назад в 4 поз. на низкие полупальцы.
Корпус слегка поворачивается влево. Голова остается в положении - анфас. |
И | Скользящим движением носком по полу подтянуть правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. (перед левой ногой) на низкие полупальцы. Вес переносится на правую ногу. |
2 | Выполнить второй небольшой скользящий шаг левой ногой назад в 4 поз. на низкие полупальцы.
Правая нога носком по полу подтягивается к левой ноге вперед в 3 поз. (перед левой ногой) на низкие полупальцы. Вес остается на левой ноге. |
2 такт - Па польки назад с правой ноги:
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Перед началом движения слегка смягчить колено опорной левой ноги.
С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога носком по полу через 1 поз. переходит в позицию позади у щиколотки левой ноги, с согнутым коленом и оттянутым носком - в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) сзади. Колено правой ноги направлено в сторону. |
3-И-4 | Повторить движения счета 1-И-2 с правой ноги. |
Замечания:
- Па польки назад исполняется на низких полупальцах.
- При исполнении Па польки назад корпус слегка поворачивается в сторону той ноги, которая выполняет движение (вправо - при исполнении с правой ноги, влево - при исполнении с левой ноги). Голова при этом остается в положении - анфас.
ПА ПОЛЬКИ В ПОВОРОТЕ ВПРАВО
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом к центру.
Ноги – в 3 позиция (правая нога спереди)
Руки – на поясе или в бальной позиции.
Движение занимает 2 такта музыкального сопровождения.
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Перед началом движения слегка смягчить колено опорной левой ноги.
С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога броском поднимается вперед/в сторону с выпрямленным коленом и оттянутым носком - jeté (жете). Нога поднимается невысоко над полом. Голова поворачивается направо. |
1 | Начиная поворот корпуса вправо, выполнить небольшой скользящий шаг правой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на правую ногу.
Левая нога остается сзади на носке. |
И | Скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу назад в 3 поз. (позади правой ноги) на низкие полупальцы. |
2 | Выполнить второй небольшой скользящий шаг правой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на правую ногу.
Левая нога остается сзади на носке. Слегка смягчить колено опорной правой ноги. |
И | С небольшим подскоком на правой ноге заканчивается первая половина поворота вправо на 180 град. (до положения - спиной к центру).
На подскоке левая нога сгибается в колене и подтягивается к щиколотке правой ноги сзади (оттянутый носок левой ноги почти касается пола). Левая нога – в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги. Голова поворачивается налево. |
3 | Продолжая поворот корпуса вправо, выполнить небольшой скользящий шаг левой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на левую ногу.
Правая нога остается сзади на носке. |
И | Скользящим движением носком по полу подтянуть правую ногу назад в 3 поз. (позади левой ноги) на низкие полупальцы. |
4 | Выполнить второй небольшой скользящий шаг левой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на левую ногу.
Правая нога остается сзади на носке. Слегка смягчить колено опорной левой ноги. |
И | С небольшим подскоком на левой ноге заканчивается вторая половина поворота вправо на 180 град. (до положения - лицом к центру).
Правая нога сгибается в колене и подтягивается носком по полу к щиколотке левой ноги спереди (оттянутый носок правой ноги почти касается пола). Правая нога – в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди опорной левой ноги. Голова поворачивается направо. |
Замечания:
- Па польки в повороте исполняется на низких полупальцах.
- При исполнении Па польки в повороте, работающая нога выполняет движение jeté (жете) только на затакте первого такта (на первом подскоке на опорной ноге). В остальных тактах на затакте (на подскоках) свободная нога должна подтягиваться к опорной ноге в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье).
- При исполнении Па польки в повороте в паре на подскоках свободная нога также находится в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье).
- При исполнении Па польки в повороте большая часть поворота выполняется на подскоке.
-
При исполнении Па польки в повороте голова поворачивается в сторону движения.
При этом левая нога подтягивается в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги, а правая нога подтягивается в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) впереди опорной левой ноги.
Нога выводится в сторону движения непосредственно перед исполнением шага.
Замечания общие:
- Во всех случаях при исполнении Па польки предварительно исполняется затактовое движение - подскок на опорной ноге и подготовка работающей ноги к выполнению шага.
- Подскоки Па польки – небольшие и легкие.
- Перед подскоком обязательно слегка смягчить колено опорной ноги.
- Подскок исполняется с небольшим проскальзыванием в сторону движения.
- При исполнении Па польки не следует подчеркивать пружинистые покачивания вверх/вниз. Движение – горизонтальное, вдоль пола.
- Свободная нога проводится вперед или назад близко к опорной ноге со слегка согнутым коленом.
- Все шаги начинаются в носка. Ступни ног – выворотно.
Литература
- "Бальный танец XVI - XIX вв.". Ивановский Н.П. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Москва-Ленинград, изд. Искусство, 1948 г.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М., "Просвещение", 1978 г.
- "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. М., "Искусство", 1980 г.
- "Бальные танцы". Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Издательство Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Танец". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. М., Искусство, 1968 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
- "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону "Феникс", 2014 г.
Примечание
По описанию в литературе Па польки вперед исполняется на низких полупальцах.
Настоящее описание движения дано в трактовке Кондратенко Г.М., руководителя Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
Па польки вперед в классических бальных танцах - движение скользящее (не стаккатированное) и исполняется как Па шассе См. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ с предварительным Подскоком См. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ на опорной ноге.
Видео к танцевальному элементу "Па польки"
Танцевальный элемент Па польки демонстрируют:
- руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна;
- преподаватели бальных танцев КОРОТКОВА Н.Ф. и ПЕТРОВА М.Г.
Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев СПб и на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб.