Классические бальные танцы

Фигурный вальс

Авторы - С.И. Жуков, В.Л. Жуков и Р.Г. Школьникова.

Танец создан в 1932-1934 г.

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 12-13 лет.

Музыка:

Музыкальный размер 3/4, темп - 52-54 такта в минуту.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Запись танца Ивановой Е.И.

Основные танцевальные элементы и движения танца:

Композиция танца.

Композиция танца занимает 32 такта музыкального сопровождения.

Композиция состоит из 4-ех фигур.

Каждая фигура исполняется на 8 тактов.

Исходное положение партнеров перед музыкальным вступлением:

Танцующие размещаются по кругу парами, лицом к центру круга (девочка справа от мальчика).

Ноги – в 1-ой позиции.

Руки опущены вниз, вдоль корпуса.

Приглашение на музыкальное вступление:

Мальчик делает шаг правой ногой вперед/по диагонали, перед девочкой, поворачиваясь к ней лицом (спиной к центру). Затем - шаг левой ногой в сторону (вдоль линии танца), приподнимая голову. И, приставляя правую ногу к левой ноге, приглашает девочку поклоном головы.

Девочка отвечает партнеру реверансом.

Партнеры принимают закрытую позицию для классических бальных танцев .

Исходное положение в паре после приглашения на музыкальное вступление: закрытая позиция для классических бальных танцев.

(Мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.)

Мальчик начинает танец с левой ноги.

Девочка начинает танец с правой ноги.

Такт, счет   
Описание движения
 
1-ая фигура (1-8 такты)
1 такт

Счет:

И-1-2-3

Па балансе в сторону, по линии танца.

Мальчик исполняет па балансе в сторону с левой ноги влево, девочка – с правой ноги вправо.

Голова девочки поворачивается в сторону исполнения балансе – направо.

У мальчика голова не меняет положения, так как в исходной позиции она уже повернута налево.

2 такт

Счет:

И-1-2-3

Па балансе в сторону, против линии танца.

Мальчик исполняет па балансе в сторону с правой ноги вправо, девочка – с левой ноги влево.

Головы обоих партнеров поворачиваются в сторону исполнения балансе.

Одновременно с исполнением второго балансе мальчик снимает свою правую руку со спины девочки и плавно открывает ее в сторону, предлагая девочке.

Девочка снимает свою левую руку с плеча мальчика и кладет ее в правую руку мальчика.

Правая рука мальчика и левая рука девочки соединяются во 2-ой позиции.

3 и 4 такты Сольные вальсовые повороты партнеров с продвижением по линии танца.

Каждый из партнеров исполняет полный вальсовый поворот: мальчик - влево, девочка – вправо.

3 такт

Счет:

1-2-3

Первая половина вальсового поворота «с недоворотом». (Фактически это - па вальса по линии танца.)

При исполнении первой половины вальсового поворота левая рука мальчика и правая рука девочки разъединяются и переводятся в бальную позицию.

Мальчик начинает движение с левой ноги, девочка - с правой.

МАЛЬЧИК:

Счет 1- с поворотом корпуса влево до положения лицом по линии танца, шаг левой ногой (смягчая ее в колене) вперед по линии танца.

Счет 2- шаг правой ногой вперед по линии танца на низкие полупальцы.

Счет 3 - приставить левую ногу в 3-ью позицию позади правой ноги (опуститься на полные ступни).

Корпус продолжает поворот влево до положения - лицом по диагонали к центру по линии танца.

Поворот головы мальчика и взгляд - направо, через правое плечо, на девочку.

При исполнении этого движения правая рука мальчика, соединенная с левой рукой девочки, проводятся через низ – вперед, и поднимается на уровень 1-ой позиции.

ДЕВОЧКА исполняет аналогичные движения, начиная с правой ноги и поворачиваясь вправо.

3-ий такт заканчивается в положении:

Мальчик – лицом по диагонали к центру по линии танца, ноги в 3-ей позиции, правая нога спереди.

Девочка – лицом по диагонали от центра по линии танца, ноги в 3-ей позиции, левая нога спереди.

Правая рука мальчика и левая рука девочки соединены впереди на уровне 1-ой позиции. Левая рука мальчика и правая рука девочки - в бальной позиции.

Поворот головы и взгляд партнеров – через плечо, друг на друга.

4 такт

Счет:

1-2-3

Вторая половина вальсового поворота. (Поворот осуществляется более, чем на 180 град.)

При исполнении второй половины вальсового поворота правая рука мальчика и левая рука девочки также разъединяются и переводятся в бальную позицию. Вторую половину вальсового поворота партнеры исполняют, не держась за руки.

МАЛЬЧИК - с правой ноги исполнят вторую половину вальсового поворота влево:

Счет 1- шаг правой ногой вперед по линии танца, с активным поворотом на ней влево до положения - спиной к центру.

Счет 2- шаг на низкие полупальцы левой ноги в сторону (по линии танца).

Счет 3 - приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги (опуститься на полные ступни).

ДЕВОЧКА – с левой ноги аналогично исполнят вторую половину вальсового поворота вправо.

4-ый такт заканчивается в положении партнеров лицом друг к другу:

Мальчик – спиной к центру, ноги в 3-ей позиции, левая нога спереди,

Девочка - лицом к центру, ноги в 3-ей позиции, правая нога спереди.

Заканчивая вторую половину вальсового поворота, партнеры (в положении лицом друг к другу) соединяют руки во 2-ой позиции.

5-8 такты Повтор движений 1-4 тактов.

На 8-ом такте, исполняя вторую половину вальсового поворота, партнеры немного расходятся друг от друга.

Для этого первый шаг 8-ого такта мальчик исполняет правой ногой не по линии танца, а по диагонали к центру.

Девочка, соответственно, исполняет первый шаг левой ногой не по линии танца, а по диагонали от центра.

В конце 8-ого такта, заканчивая поворот в положении лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру), партнеры не соединяют руки, а переводят обе руки в подготовительную позицию.

При этом мальчик приставляет правую ногу в 3-ью позицию перед левой ногой без веса.

Девочка приставляет левую ногу в 3-ью позицию позади правой ноги, перенося вес на левую ногу.

ОКОНЧАНИЕ 1-ой фигуры (8-ой такт):

Партнеры стоят лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру), на небольшом расстоянии друг от друга. Допускается небольшой поворот корпусов партнеров правыми плечами друг к другу (положение «эпольман»).

Ноги – в 3-ей позиции, у обоих партнеров правая нога впереди.

Руки - в подготовительной позиции.

 
2-ая фигура (9-16 такты)
9 такт

Счет:

И-1-2-3

Па балансе вперед, навстречу друг другу, с правой ноги.

Оба партнера с правой ноги исполняют па балансе вперед, друг к другу.

На счет 1 (при исполнении первого шага па балансе) партнеры подают друг другу правые руки, соединяя их на высоте 1-ой позиции, а затем соединенные правые руки поднимают вверх в 3-ью позицию. Поднятые руки округлены, образуют овал - "окошечко". Свободные левые руки переводятся в бальную позицию.

Корпусы партнеров в положении - прямо друг к другу, плечи параллельны.

Головы наклоняются к левому плечу. Взгляд друг на друга - "под руку" (в "окошечко"). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук.

10 такт

Счет:

И-1-2-3

Па балансе назад, друг от друга, с левой ноги.

Оба партнера с левой ноги исполняют па балансе назад, друг от друга.

На счет 1 (при исполнении первого шага па балансе) соединенные правые руки партнеров, не разъединяясь, опускаются перед корпусом на уровень 1-ой позиции, локти округлены и направлены в сторону. Свободные левые руки - в бальной позиции.

Корпусы партнеров остаются в положении - прямо друг к другу, плечи параллельны. Допускается небольшой поворот корпусов партнеров правыми плечами друг к другу (положение «эпольман»).

Головы чуть отклоняются назад и вправо, к правому плечу. Взгляд друг на друга.

11 такт

Счет:

1-2-3

Первая половина вальсового поворота вправо (с правой ноги) со сменой мест партнеров.

Не разъединяя правых рук, партнеры с правой ноги исполняют первую половину вальсового поворота вправо, меняясь местами.

Счет 1- оба партнера исполняют шаг правой ногой вперед (друг к другу), смещаясь к правому плечу партнера, с поворотом на правой ноге вправо на 1/4 круга (до положения мальчик - спиной по линии танца, девочка - лицом по линии танца), оставаясь в позиции лицом друг к другу.

Соединенные правые руки опять поднимаются в 3-ью позицию. Поднятые руки округлены, образуют овал - "окошечко". Свободные левые руки - в бальной позиции.

Головы наклоняются к левому плечу. Взгляд - "под руку" (в "окошечко"). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук.

Счет 2- продолжая поворот вправо, оба партнера исполняют шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед/в сторону, по диагонали (мальчик - от центра, против линии танца, девочка - к центру, по линии танца), переходя на место партнера (меняясь местами) и доворачиваясь на левой ноге еще на 1/4 круга вправо (до положения: мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру), по прежнему оставаясь в позиции лицом друг к другу.

Руки положения на меняют.

Счет 3- оба партнера приставляют правую ногу в 3-ью позицию перед левой ногой (опуститься на полные ступни).

ОКОНЧАНИЕ 11-ого такта:

Партнеры поменялись местами: мальчик - лицом к центру, девочка - перед ним, спиной к центру.

Корпусы партнеров в положении - прямо друг к другу, плечи параллельны.

Ноги – в 3-ей позиции, у обоих партнеров правая нога впереди.

Соединенные правые руки подняты в 3-ью позицию и образуют овал - "окошечко". Свободные левые руки – в бальной позиции.

Головы наклонены к левому плечу. Взгляд - "под руку" (в "окошечко"). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук.

12 такт

Счет:

И-1-2-3

Па балансе назад, друг от друга, с левой ноги.

Поменявшись местами, оба партнера с левой ноги исполняют па балансе назад, друг от друга.

На счет 1 (при исполнении первого шага па балансе) соединенные правые руки партнеров, не разъединяясь, опускаются перед корпусом на уровень 1-ой позиции, локти округлены и направлены в сторону.

Свободные левые руки - в бальной позиции.

Корпусы партнеров остаются в положении - прямо друг к другу, плечи параллельны. Допускается небольшой поворот корпусов партнеров правыми плечами друг к другу (положение «эпольман»).

Головы чуть отклоняются назад и вправо, к правому плечу. Взгляд друг на друга.

13 и 14 такты Повтор движений 9-10 тактов.

В положении мальчик-лицом к центру, девочка-спиной к центру, не разъединяя правых рук партнеры повторяют движения 9-10 тактов:

Па балансе вперед (друг к другу) с правой ноги.

Па балансе назад (друг от друга) с левой ноги.

15 такт

Счет:

1-2-3

Повтор движений 11 такта - первая половина вальсового поворота вправо (с правой ноги) со сменой мест партнеров (возвращение на свои места).

МАЛЬЧИК исполняет первую половину вальсового поворота вправо с правой ноги «с недоворотом», заканчивая движение в положении - лицом по линии танца и приставляя правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги:

Счет 1- шаг правой ногой вперед, к правому плечу девочки, с поворотом на правой ноге вправо на 1/4 (до положения - лицом по линии танца).

Счет 2- в положении - лицом по линии танца, шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед/в сторону, по диагонали к центру.

Счет 3- приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги (левая нога спереди) (опуститься на полные ступни).

ДЕВОЧКА полностью повторяет движения 11 такта, исполняя первую половину вальсового поворота вправо с правой ноги, до положения лицом к центру, приставляя правую ногу в 3-ью позицию перед левой ногой (правая нога спереди).

На этом движении соединенные правые руки партнеров опять поднимаются в 3-ью позицию. Поднятые руки округлены, образуют овал - "окошечко". Свободные левые руки - в бальной позиции.

Головы наклоняются к левому плечу. Взгляд - "под руку" (в "окошечко"). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук.

16 такт

Счет:

1-2-3

Выход в позицию для сольных поворотов девочки.

МАЛЬЧИК (в положении лицом по линии танца) исполняет па глиссад с левой ноги вперед по линии танца:

Счет 1-2- скользящий шаг левой ногой вперед по линии танца (с предварительным небольшим плие на двух ногах).

Счет 3- приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги, выпрямляя колени обеих ног (левая нога – спереди).

ДЕВОЧКА:

Счет 1- шаг левой ногой назад, от центра (немного отходя от партнера), с поворотом на левой ноге вправо, до положения лицом по диагонали к центру по линии танца.

Счет 2 - шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед/в сторону по линии танца.

Счет 3- приставить левую ногу в 3-ью позицию позади правой ноги (правая нога – спереди) (опуститься на полные ступни).

ОКОНЧАНИЕ 2-ой фигуры (16-ый такт):

МАЛЬЧИК – лицом по линии танца.

Ноги – в 3-ей позиции, левая нога впереди.

Правая рука мальчика соединена с правой рукой девочки на высоте 3-ей позиции над головой девочки. Левая рука мальчика - в бальной позиции.

Голова мальчика повернута к девочке (направо). Взгляд на девочку.

ДЕВОЧКА – лицом по диагонали к центру по линии танца (чуть впереди мальчика).

Ноги – в 3-ей позиции, правая нога впереди.

Правая рука девочки - в 3-ей позиции и соединена с правой рукой мальчика (мальчик своей правой рукой держит правую руку девочки у нее над головой). Левая рука девочки - в бальной позиции, находится за корпусом мальчика и направлена по диагонали к центру против линии танца.

Голова девочки повернута к мальчику (налево). Взгляд на мальчика.

 
3-ья фигура (17-24 такты)
17-24 такты Сольные вальсовые повороты девочки под рукой партнера.

МАЛЬЧИК:

17-23 такты - исполняет семь вальсовых дорожек вперед по линии танца, начиная с левой ноги. (Остановка - на левой ноге, правая нога - сзади на носке.)

Все внимание мальчика на этих движениях (поворот головы и взгляд) - к девочке.

24 такт – исполняет первую половину вальсового поворота вправо с правой ноги «с недоворотом», до положения - спиной к центру (лицом к девочке):

Счет 1- шаг правой ногой вперед по линии танца с поворотом на ней вправо до положения – спиной к центру.

Счет 2- шаг на низкие полупальцы левой ноги в сторону, по линии танца.

Счет 3- приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги (опуститься на полные ступни).

ДЕВОЧКА:

17-24 такты - исполняет четыре сольных вальсовых поворота вправо под соединенными правыми руками, продвигаясь вперед по линии танца.

17-18 такты - 1-ый сольный вальсовый поворот девочки вправо:

17 такт - Первая половина сольного вальсового поворота вправо «с недоворотом». (Фактически - па вальса по линии танца.)

На этом такте девочка исполняет па вальса с правой ноги вперед по линии танца, с поворотом корпуса из положения – лицом по диагонали к центру по линии танца, до положения – лицом по диагонали от центра по линии танца.

Счет 1- с поворотом корпуса вправо до положения лицом по линии танца, шаг правой ногой (смягчая ее в колене) вперед по линии танца.

При этом девочка плавно проводит свою левую руку через низ и выводит ее в бальную позицию уже перед корпусом мальчика.

Счет 2- шаг левой ногой вперед по линии танца на низкие полупальцы.

Счет 3- приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги (опуститься на полные ступни).

Корпус продолжает поворот вправо до положения - лицом по диагонали от центру по линии танца.

Левая рука девочки вместе с поворотом корпуса естественно переводится в направление - по диагонали к центру по линии танца.

Поворот головы девочки и взгляд - налево, через левое плечо, на мальчика.

18 такт – Вторая половина сольного вальсового поворота вправо.

На этом такте девочка исполняет 3/4 поворота вправо: из положения – лицом по диагонали от центра по линии танца, до положения – лицом по диагонали к центру по линии танца.

Счет 1- шаг левой ногой вперед по линии танца с активным поворотом на ней вправо до положения – лицом к центру.

Счет 2 - шаг на низкие полупальцы правой ноги в сторону (по линии танца), доворачиваясь на правой ноге до положения - лицом по диагонали к центру по линии танца.

Счет 3- приставить левую ногу в 3-ью позицию позади правой ноги (опуститься на полные ступни).

Вторая половина сольного вальсового поворота более активная, и девочка заканчивает ее снова в положении – лицом по диагонали к центру по линии танца.

Правая рука девочки - в 3-ей позиции и соединена с правой рукой мальчика. Левая рука девочки - в бальной позиции, за корпусом мальчика.

Голова девочки повернута налево. Взгляд на мальчика.

19-24 такты - Девочка повторяет движения 17-18 тактов еще 3 раза.

Последний сольный вальсовый поворот вправо девочка должна закончить в положении - лицом к центру, перед мальчиком. (То есть второй шаг 24-ого такта исполняется в сторону, по линии танца, без доворота.)

ОКОНЧАНИЕ 3-ей фигуры (24-ый такт):

МАЛЬЧИК – спиной к центру (лицом к девочке). Ноги - в 3-ей позиции, левая нога – впереди.

ДЕВОЧКА – лицом к центру (лицом к мальчику). Ноги - в 3-ей позиции, правая нога – впереди.

Находясь лицом друг к другу, партнеры разъединяют правые руки и принимают закрытую позицию для классических бальных танцев.

 
4-ая фигура (25-32 такты)
25-32 такты Партнеры исполняют четыре полных вальсовых поворота вправо в паре.

МАЛЬЧИК начинает со второй половины поворота - с шага левой ногой.

ДЕВОЧКА начинает с первой половины поворота - с шага правой ногой.

ОКОНЧАНИЕ 4-ой фигуры (32-ой такт):

Партнеры останавливаются в исходном положение танца: закрытой позиции для классических бальных танцев (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру)

Композиция танца повторяется сначала.

Замечания к танцу

  • Сольные повороты девочка должна исполнять слитно без остановок между 1-ой и 2-ой частью.
  • Для украшения танца, закрытую позицию (для исполнения вальса в паре) партнеры могут принять не в конце 24-ого такта, а в начале 25-ого такта.

Литература

  1. "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
  2. "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
  3. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  4. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  5. "Азбука танцев". Серия "Секреты техники танца". Автор–составитель Е.В Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова, Москва – изд. АСТ, Донецк – изд. СТАЛКЕР, 2005 г.
  6. "Народные танцы". Серия "Танцуют все". Автор–составитель О.В. Иванникова. Москва – изд. АСТ, Донецк – изд. СТАЛКЕР, 2007г.
  7. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.

Видео к танцу "Фигурный вальс"

Основные танцевальные элементы и фигуры танца демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных в 2010 г.

Фигуры танца представлены также в исполнении руководителей танцевального клуба «Феникс» ДКиТ им. И.И. Газа - ПАВЛОВА Владимира Георгиевича (з.р.к. РФ, Президента МАУТ, Fellow и Экзаменатора IDTA) и ЛЕВИЦКОЙ Эллы Ароновны (Fellow IDTA). Видеозаписи выполнена на семинарах для руководителей любительских коллективов бальных танцев в ДНТиД СПб, 2009 – 2010 учебный год.

Полная композиция танца представлена на двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

Вторая запись выполнена в 2008 г. на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова, по отечественной программе.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Фигурный вальс" (доступно для скачивания):

Фигурный вальс - вариант 1

Фигурный вальс - вариант 2

Фигурный вальс - вариант 3