Автор - Кондратенко Г.М.
Танец создан в 80-ых годах ХХ века.
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 12-13 лет.
Музыка:
Музыкальный размер 2/4, темп умеренный.
Счет музыки: 1-И-2-И
Основные танцевальные элементы и движения танца:
- Припадание
- Русский переменный проходящий ход (описан ниже).
Русский переменный проходящий ход
Это движение является основным ходом танца «Кружевница».
Русский переменный проходящий ход (в авторской интерпретации) — это русский переменный ход, в котором нет никаких задержек или остановок.
Движение исполняется на 1 такт.
Счет для исполнения движения: И-1-И-2-И
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.
Ноги – в 1 позиции.
Руки – на поясе.
Движение исполняется попеременно с правой и с левой ноги.
1-ый такт - Русский переменный проходящий ход вперед с правой ноги.
Счет |
Описание движения |
Затакт И | Перед шагом чуть смягчить колено опорной левой ноги. |
1 | Шаг правой ногой вперед (по линии танца). |
И | Шаг левой ногой вперед. |
2 | Шаг правой ногой вперед. |
И | Левая нога, смягченная в колене, плавно выводится вперед. Носок скользит вдоль пола. Носок оттянут.
Вынос ноги вперед не утрируется. Движение не останавливается. |
2-ой такт - Русский переменный проходящий ход вперед с левой ноги.
Исполняется по аналогичной схеме, начиная с шага левой ногой вперед.
Замечания
- В основных шагах бальных танцев в русском стиле нога касается пола сначала носком, а потом опускается на всю ступню ("мягкая поступь").
- При выполнении шагов нога не поднимается высоко над полом. Шаги исполняются вдоль пола.
- Все шаги вперед и назад исполняются по одной линии.
- Шаги выполняются естественно, сдержанно, без рывков. Движения спокойные, легкие и плавные. Колени расслаблены.
- Движение - непрерывное. Во время проходящего хода не надо делать никаких задержек и остановок.
- Необходимо следить за переносом тяжести тела с ноги на ногу, в конце шага вес тела должен быть на опорной ноге.
- Корпус при исполнении движения все время прямой, подтянутый. Не следует допускать наклонов или поворотов корпуса.
ОПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА «КРУЖЕВНИЦА»
Запись танца Ивановой Е.И.
Запись танца проверена и отредактирована автором танца - Кондратенко Галиной Михайловной.
Композиция танца занимает 32 такта музыкального сопровождения и состоит из 2-ух частей.
Музыкальное вступление к танцу занимает дополнительно 8 тактов. На музыкальное вступление исполняется приглашение к танцу и принятие исходного положения танца.
Движения на музыкальное вступление к танцу (8 тактов).
Исходное положение перед музыкальным вступлением:
Партнеры стоят рядом, лицом в центр круга (девочка справа от мальчика).
Ноги – в 1 позиции.
Руки опущены вниз, вдоль корпуса.
Такт, счет |
Описание движения |
1-4 такты | Пауза (позиция партнеров не меняется). |
5 такт
Счет: 1-И-2-И |
Приглашение - поклон мальчика. |
6 такт
Счет: 1-И-2-И |
Ответный поклон девочки. |
7 такт
Счет: 1-И-2-И |
Счет 1-И- Мальчик, поворачиваясь лицом по линии танца, предлагает девочке правую руку, открывая ее в сторону. Локоть округлен и направлен назад. Кисть повернута ладонью вверх, ладонь плоская, все пальцы собраны.
Голова мальчика повернута к девочке. Счет 2-И- Девочка, поворачиваясь лицом по линии танца, мягко кладет кисть своей левой руки в кисть правой руки мальчика. Голова девочки повернута к мальчику. |
8 такт
Счет: 1-И-2 |
Девочка закручивается влево, на соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки):
Счет 1-И- Два шага (левой ногой и правой ногой) в повороте влево (продвигаясь к мальчику) до положения лицом по линии танца. Счет 2- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию. При закручивании правая рука девочки плавно проходит над соединенными руками и выводится вперед, в 1 позицию. В конце такта мальчик также открывает свою левую руку в 1 позицию. Свободные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) партнеры соединяют перед корпусом на уровне 1 позиции. |
Композиция танца (32 такта).
Исходное положение после приглашения:
Танцующие стоят по кругу парами лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика). Девочка находится чуть впереди мальчика.
Ноги – в 1 позиции.
Позиция рук:
Правая рука мальчика находится за спиной девочки. Левая рука девочка лежит на ее талии спереди. Кисти правой руки мальчика и левой руки девочки соединены на уровне талии девочки с ее правой стороны.
Левая рука мальчика и правая рука девочки соединены впереди, перед корпусом, на уровне 1 позиции. Соединенные руки отведены от корпуса, локти округлены и направлены в стороны.
Позиция кистей соединенных рук партнеров – "за пальчики": Пальчики правой руки девочки лежат сверху на пальчиках левой руки мальчика, кончики пальцев рук девочки направлены в центр ладоней рук мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами. (Мальчик своим большим пальцем придерживает пальцы девочки сверху, а девочка своим большим пальцем придерживает пальцы мальчика снизу.)
Корпусы партнеров слегка отклонены друг от друга (мальчик - влево, девочка - вправо).
Голова мальчика повернута вправо, к девочке, и чуть наклонена влево. Взгляд мальчика - на девочку.
Голова девочки слегка повернута влево, к мальчику, и чуть наклонена вправо. Взгляд девочки может быть опущен.
Мальчик начинает движение с левой ноги.
Девочка начинает движение с правой ноги.
Такт, счет |
Описание движения |
  | 1-ая часть танца (1-16 такты) |
1-4 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И, 1-И-2-И, 1-И-2-И |
Ход вперед по линии танца.
Партнеры четыре раза исполняют русский переменный проходящий ход, продвигаясь вперед по линии танца. Мальчик начинает движение с левой ноги, девочка – с правой ноги. |
5-7 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И, 1-И-2-И |
Ход по кругу.
Продолжая еще три раза исполнять русский переменный проходящий ход, партнеры двигаются по небольшому кругу влево, против часовой стрелки (сначала идут к центру, а затем - от центра). В конце 7 такта партнеры должны выйти в позицию - лицом по диагонали от центра. Заканчивая движение, партнеры поднимают вверх соединенные руки, находящиеся перед корпусом (левая рука мальчика и правая рука девочки). При этом ДЕВОЧКА на последнем шаге вперед правой ногой начинает раскручиваться под поднятыми вверх соединенными руками, повернувшись на подушечке правой ноги вправо до положения - спиной по диагонали от центра. |
8 такт
Счет: 1-И-2 |
Выход в позицию лицом друг к другу.
Партнеры исполняют два шага и приставку, продвигаясь диагонально: из центра круга и одновременно по линии танца. ДЕВОЧКА, не разъединяя рук с партнером, продолжает раскручиваться вправо под поднятыми вверх соединенными руками, выходя в позицию - лицом к центру (лицом к мальчику): Счет 1- Шаг левой ногой назад по диагонали от центра, доворачиваясь на ней вправо до положения - лицом к центру Счет И- Шаг правой ногой в сторону, по линии танца Счет 2- Приставить левую ногу назад к правой ноге в 3 позицию. МАЛЬЧИК, исполняя два шага и приставку, выходит в позицию - спиной к центру (лицом к девочке): Счет 1- Шаг правой ногой вперед по диагонали от центра с поворотом на ней вправо до положения - спиной к центру Счет И- Шаг левой ногой в сторону, по линии танца Счет 2- Приставить правую ногу назад к левой ноге в 3 позицию. В конце движения соединенные руки партнеров раскрываются в стороны, во 2 позицию. ОКОНЧАНИЕ 8-ого такта: Партнеры стоят лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Ноги - в 3 позиции, у мальчика впереди левая нога, у девочки - правая. Руки соединены во 2 позиции. Соединение кистей - "за пальчики". |
9-10 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И |
Припадания по линии танца.
Партнеры исполняют четыре припадания в сторону, продвигаясь по линии танца: мальчик - с левой ноги, девочка - с правой ноги. Головы партнеров поворачиваются по линии танца (у мальчика - налево, у девочки - направо). |
11-12 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И |
Поворот девочки вправо под левой рукой мальчика.
Правая рука мальчика и левая рука девочки разъединяются. Мальчик закрывает правую руку на пояс. Девочка опускает левую руку в бальную позицию (или придерживает левой рукой юбочку). Соединенные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) партнеры поднимают вверх. МАЛЬЧИК: 11 такт: Счет 1- Ставит правую ногу в сторону на каблук. Правая нога выпрямлена в колене, опорная левая нога чуть смягчается. Счет И- Пауза. Счет 2- Переводит правую ногу на носок, рядом с носком опорной левой ноги. Колено правой ноги согнуто (колено — в сторону), колено левой ноги выпрямляется. Счет И- Пауза 12 такт - Повторить движение. При исполнении движения взгляд мальчика — на девочку. ДЕВОЧКА: Исполняет четыре припадания в повороте вправо (с правой ноги). За 2 такта (четыре припадания) девочка выполняет полный поворот вправо под соединенными руками (под левой рукой мальчика). Голова девочки при повороте вправо повернута налево. В конце 12 такта партнеры вновь соединяют обе руки во 2 позиции (в позиции: мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Мальчик стоит на левой ноге, правая нога на носке, рядом с носком опорной левой ноги. Девочка стоит на правой ноге, левая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки правой ноги сзади. |
13-14 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И |
Припадания против линии танца.
Партнеры вновь исполняют четыре припадания в сторону, продвигаясь теперь против линии танца: мальчик - с правой ноги, девочка - с левой ноги. Головы партнеров поворачиваются против линии танца (у мальчика - направо, у девочки - налево). |
15 такт
Счет: 1-И-2-И |
Поворот девочки влево под правой рукой мальчика.
Левая рука мальчика и правая рука девочки разъединяются. Мальчик закрывает левую руку на пояс, девочка опускает правую руку в бальную позицию (или придерживает правой рукой юбочку). Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) партнеры поднимают вверх. МАЛЬЧИК: Счет 1- Ставит левую ногу в сторону на каблук. Левая нога выпрямлена в колене, опорная правая опорная нога чуть смягчается. Счет И- Пауза. Счет 2-И- Переводит левую ногу на носок, рядом с носком опорной правой ноги. Колено левой ноги согнуто (колено — в сторону), колено правой ноги выпрямляется. Счет И- Пауза. При исполнении движения взгляд мальчика — на девочку. ДЕВОЧКА: Исполняет два припадания в повороте влево (с левой ноги) под соединенными руками (под правой рукой мальчика). За 1 такт (два припадания) девочка должна выйти в позицию - лицом по линии танца. Голова девочки на повороте влево повернута направо. |
16 такт
Счет: 1-И-2 |
Принятие исходной позиции танца.
МАЛЬЧИК: Счет 1- Снова ставит левую ногу в сторону на каблук. Левая нога выпрямлена в колене, опорная правая опорная нога чуть смягчается. Счет И- Пауза. Счет 2- Приставляет левую ногу к правой ноге в 1 позицию, без веса, поворачиваясь лицом по линии танца. При исполнении движения взгляд мальчика — на девочку. Не разъединяя соединенных рук (правая рука мальчика и левая рука девочки), партнеры опускают их на уровень талии девочки. ДЕВОЧКА: Заканчивая поворот влево, снова, как на 8-ом такте вступления, закручивается влево, на соединенные руки. В конце 16 такта партнеры принимают исходное положение танца. |
  | 2-ая часть танца (17-32 такты) |
17-20 такты | Повтор движений 1-4 тактов. |
21-24 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И, 1-И-2-И, 1-И-2 |
Обход девочкой мальчика.
Партнеры разъединяют руки. ДЕВОЧКА: На 21-23 такте девочка, исполняя три раза русский переменный проходящий ход (начиная с правой ноги), обходит мальчика, двигаясь вокруг него влево, против часовой стрелки. Обе руки девочка постепенно раскрывает в стороны, во 2 позицию (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах). Голова девочки слегка повернута налево, в сторону мальчика. На 24 такте девочка, возвращаясь на свое место, исполняет: Счет 1-И- Два шага (левой ногой, правой ногой), продолжая продвигаться по кругу влево, против часовой стрелки, и поворачиваясь до положения - лицом к центру (лицом к мальчику) Счет 2- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию. Руки девочки остаются раскрытыми во 2 позицию. МАЛЬЧИК: Мальчик закрывает свою левую руку на пояс и исполняет четыре притопа левой ногой на месте (на счет 1- каждого такта). На 21-22 тактах мальчик, исполняя два притопа, немного поворачивается влево, вслед за девочкой, сопровождая ее движением своей правой руки (правая рука мальчика движется влево на высоте 1 позиции). На 23 такте мальчик, исполняя третий притоп, возвращается в позицию спиной к центру. При этом он плавно открывает правую руку в сторону, как бы встречая девочку. На всех движениях поворот головы и взгляд мальчика - на девочку. На первый счет 24 такта мальчик, исполняя последний притоп, приставляет левую ногу к правой ноге в 1 позицию без веса. При этом мальчик подает девочке и вторую (левую) руку, открывая обе руки вперед на уровень 1 позиции, ладонями вверх (руки почти выпрямлены в локтях). Подачу рук мальчик дополняет небольшим поклоном головы, как бы приглашая девочку следовать за ним. |
25-26 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И |
Ход к центру.
На первый счет 25 такта девочка, чуть приподнимая обе руки, мягко кладет их в руки мальчика, опуская кисти в ладони мальчика. Руки партнеров, почти выпрямленные в локтях, соединяются на уровне 1 позиции. Исполняя два раза русский переменный проходящий ход, партнеры двигаются к центру: мальчик - с левой ноги назад, спиной к центру, девочка - с правой ноги вперед, лицом к центру. Мальчик как бы ведет девочку за собой к центру. Руки партнеров соединены впереди на уровне 1 позиции. |
27-28 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И |
Хоровод по кругу вправо.
Продолжая русский переменный проходящий ход, партнеры исполняют хоровод в паре, двигаясь по кругу вправо (по часовой стрелке): мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой ноги. За 2 такта партнеры проходят полный круг. При исполнении хоровода соединенные руки партнеры раскрывают во 2 позицию, образуя руками круг. Головы партнеров чуть наклоняются налево. |
29-30 такты
Счет: 1-И-2-И, 1-И-2-И |
Ход от центра.
Вернувшись в позицию мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру, партнеры вновь переводят соединенные руки вперед, на уровень 1 позиции. В этой позиции, исполняя два раза русский переменный проходящий ход, партнеры двигаются от центра: мальчик - с левой ноги вперед, девочка - с правой ноги назад. Теперь как бы девочка ведет за собой мальчика от центра. Руки партнеров соединены впереди на уровне 1 позиции. |
31 такт
Счет: 1-И-2-И |
Хоровод по кругу влево.
Продолжая русский переменный проходящий ход, партнеры снова исполняют хоровод в паре, двигаясь теперь по кругу влево (против часовой стрелки): мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой ноги. За 1 такт партнеры должны пройти почти полный круг. При исполнении хоровода соединенные руки партнеры снова раскрывают во 2 позицию, образуя руками круг. Головы партнеров чуть наклоняются направо. |
32 такт
Счет: 1-И-2 |
Выход в исходное положение танца.
Соединенные левая рука мальчика и правая рука девочки поднимаются вверх, в 3 позицию. МАЛЬЧИК заканчивает движение по кругу влево: Счет 1-И- Два шага (правой ногой, левой ногой), выходя в позицию - лицом по линии танца. Счет 2- Приставить правую ногу к левой ноге в 1 позицию. ДЕВОЧКА закручивается влево под соединенными руками: Счет 1-И- Два шага (левой ногой и правой ногой) в повороте влево под соединенными руками (левая рука мальчика и правая рука девочки), выходя в позицию - лицом по линии танца. Счет 2- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию. В конце движения соединенные левая рука мальчика и правая рука девочки опускаются на уровень 1 позиции, перед корпусом. Соединенные правая рука мальчика и левая рука девочки опускаются на уровень талии девочки. В конце такта партнеры принимают исходное положение танца. |
Замечания к танцу "КРУЖЕВНИЦА"
- Название танца:
- Характер танца:
- При исполнении танца взгляд партнера обращен на партнершу, кроме тех случаев, когда необходимо подчеркнуть движение поворотом головы или корпуса.
- На 11-12 и 15-16 тактах нога мальчика в «каблучном положении» должна быть сильно сокращена в ступне (ступня и голень образуют прямой угол). Колено при этом должно быть выпрямлено. На отведенную ногу не следует опираться. Положение ноги в «каблучном положении» должно быть выворотным. Перевод свободной ноги на каблук подчеркивается небольшим приседанием на опорной ноге.
Кружевница - мастерица по изготовлению (плетению) кружева. Название танца отражает движения, в которых много кружений, переплетений рук партнеров и поворотов девочки под соединенными руками партнеров, вызывающих ассоциацию с плетением кружева.
Характер исполнения танца: русская широта и нежность.
Все движения танца исполняются мягко, плавно, слитно.
Литература
- Методическая разработка. Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных (СПбГДТЮ). СПб, 2006 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. СПб, 2006 г.
Стихи для детей о танце "КРУЖЕВНИЦА"
Вариант-1
За стежком – стежок.За шажком – шажок.
Здесь присядка не годится,
Это танец КРУЖЕВНИЦА.
Вариант-2
Кружевница, кружевница,Ты - такая мастерица!
Кружева ты так плетешь -
Узелочка не найдешь.
И как чары волшебства,
Закружили кружева!
Видео к танцу "Кружевница"
Основные танцевальные элементы и фигуры танца демонстрирует автор танца КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна. Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
Полная композиция танца представлена на двух видеозаписях.
Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам. (Фигура "Обход девочкой мальчика" на данной записи исполняется не в авторской редакции.)
Вторая запись выполнена в 2008 г. на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова, по отечественной программе.
Музыкальное сопровождение
Музыка для исполнения танца "Кружевница" (доступно для скачивания):
Уголок России - отчий дом. Песняры