Классические бальные танцы

Круговая кадриль

Парный танец для детей 8-9 лет.

Танец входит в Программу по ритмике для 2-ых классов общеобразовательных школ СПб.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4.

Основные танцевальные элементы:

  • Танцевальный шаг
  • Боковые шаги
  • Скрещивающиеся шаги
  • Шаги с каблука
  • Выставление ноги в сторону на каблук, или шаг-каблук в сторону
  • "До-за-до" (dos-à-dos - спина к спине)
  • Переступание
  • Шаг-точка (шаг-тэп, или шаг-удар)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Запись танца - Кондратенко Г.М. ("Танцы и игры для детей 6-летнего возраста". Методическая разработка. Составитель Кондратенко Г.М. СПб, НОУ "Институт развития образования "Смена", 2007.)

Редактирование танца - по семинарам ГМО педагогов бальных танцев и ритмики при СПб ГДТЮ.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Исходное положение:

Танцующие стоят парами по кругу, лицом друг к другу: мальчик – лицом по линии танца, девочка – спиной по линии танца.

Ноги в 1 (естественной) позиции.

Руки подняты во 2-ую позицию, кисти соединены – "за пальчики".

1 фигура - Боковые шаги к центру и от центра - 8 тактов.

1-2 такты. Счет 1-2-3-4

Танцующие исполняют в паре боковые шаги к центру.

Мальчик начинает движение с левой ноги. Девочка начинает движение с правой ноги.

1- Шаг с носка в сторону, к центру (мальчик - левой ногой влево, девочка - правой ногой вправо).

2- Шаг назад/накрест - поставить свободную ногу назад, примерно в 3 поз. (мальчик - правую ногу, девочка - левую) и слегка присесть на двух ногах.

3- Ещё один шаг с носка в сторону, к центру (мальчик - левой ногой влево, девочка - правой ногой вправо).

4- Вынести свободную ногу в сторону на каблук (мальчик ставит на каблук правую ногу, девочка - левую). На отведенную ногу не следует опираться. Опорная нога слегка смягчается. Голова поворачивается в сторону выставленной ноги (у мальчика - направо, у девочки - налево). Движение сопровождается небольшим естественным наклоном корпуса в ту же сторону.

3-4 такты. Счет 5-6-7-8

Танцующие в паре повторяют движения 1-2 тактов, продвигаясь теперь от центра. Мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой ноги. Перед первым шагом в сторону надо снять ногу с каблука, оттянуть носок и сделать шаг в сторону с носка.

5-8 такты. Счет 1-2-3-4, 5-6-7-8

Повторить движения 1-4 тактов.

2 фигура - "До-за-до" - 4 такта.

9-12 такты. Счет 1-2-3-4-5-6-7-8

Партнеры разъединяют руки и опускают их вниз вдоль корпуса, кисти приподняты.

Счет 1-2-3-4-5-6-7- За 7 шагов партнеры обходят друг друга спиной, двигаясь по часовой стрелке, и возвращаются на свои места. Мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой ноги. Двигаясь вперед, партнеры встречаются правыми плечами, двигаясь назад - левыми. На шагах "до-за-до" руки мальчика двигаются вперед/назад вдоль корпуса. Девочка при каждом шаге делает небольшое движение плечами вверх/вниз.

На счет 8- приставить свободную ногу к опорной ноге. Мальчик приставляет правую ногу без веса к левой ноге. Девочка приставляет левую ногу к правой и переносит вес на левую ногу. (У обоих партнеров свободна правая нога.)

3 фигура - "Окошечко" - 2 такта.

13-14 такты.

Оба танцора начинают движение с правой ноги.

ВАРИАНТ-1. Счет 1-И-2, 3-И-4

1- Партнеры исполняют небольшой шаг правой ногой вперед (навстречу друг другу). Колено правой ноги смягчается. При этом они подают друг другу правые руки и поднимают их в 3 поз. – «окошечко». Левые руки опущены вниз, кисти приподняты.

И-2- Партнеры исполняют переступание на месте (левой ногой, правой ногой), слегка наклонив голову налево и глядя друг на друга в "окошечко" из-под соединенных рук. Переступание исполняется с подушечки на всю ступню и сопровождаются пружинистыми движениями в коленях вверх/вниз.

3- Оба партнера исполняют небольшой шаг левой ногой назад (друг от друга). Колено левой ноги смягчается. Соединенные правые руки опускаются на уровень 1 поз.

И-4- Танцоры исполняют пружинистое переступание на месте (правой ногой, левой ногой).

ВАРИАНТ-2. Счет 1-2-3-4

Можно вместо переступания исполнять теп свободной ногой (мягкий удар подушечкой) рядом с опорной ногой:

1-2- Небольшой шаг правой ногой вперед и теп левой ногой рядом с правой ногой.

3-4- Небольшой шаг левой ногой назад и теп правой ногой рядом с левой ногой.

На шаге вперед партнеры могут не соединять руки в 3 поз., а подать правые руки друг другу сверху вниз, соединяя кисти рукопожатием ("здороваются"). На шаге назад, руки разъединяются.

4 фигура - Переход к новому партнеру - 2 такта.

15-16 такты. Счет 5-6-7-8

И мальчик и девочка начинают движение с правой ноги.

Счет 5-6- Два шага вперед с правой ноги, проходя мимо друг друга и встречаясь правыми плечами: мальчик движется вперед по линии танца по внутреннему кругу, девочка движется вперед против линии танца по внешнему кругу. Танцующие переходят к новым партнерам. На шагах руки мальчика двигаются вперед/назад вдоль корпуса. Девочка при каждом шаге делает небольшое движение плечами вверх/вниз.

Счет 7-8- Сделать шаг правой ногой в сторону (перед новым партнером) и приставить левую ногу к правой в 1 поз. Мальчик приставляет левую ногу к правой ноге без веса. Девочка, приставляя левую ногу к правой, переносит на нее вес корпуса. (У мальчика свободна левая нога, у девочки - правая.) При этом танцующие соединяют руки в исходную позицию с новым партнером.

Композиция танца повторяется с новым партнером.

Литература

  1. "Танцы и игры для детей 6-летнего возраста". Методическая разработка. Составитель Кондратенко Г.М. С-Пб, НОУ "Институт развития образования "Смена", 2007 г.
  2. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  3. "Народные танцы". Серия «Танцуют все». Автор–составитель О.В. Иванникова. Москва – изд. АСТ, Донецк – изд. СТАЛКЕР, 2007 г.
  4. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.

Стихи для детей о танце "Круговая кадриль"

Для Кадрили русской, старой
Надо лишь четыре пары.
А в КАДРИЛИ КРУГОВОЙ
Потанцуют все с тобой!

Видео к танцу "Круговая кадриль"

Фигуры танца демонстрируют КОНДРАТЕНКО Г.М. - руководитель ГМО педагогов бальных танцев при СПБ ГДТЮ и ЗОЛОТОВЕРХАЯ Т.В. - преподаватель кафедры хореографии Ленинградского областного колледжа культуры и искусства. Записи выполнены на семинарах для педагогов бальных танцев.

Полная композиция танца представлена на видеозаписях, выполненных на семинаре ГМО педагогов бальных танцев при СПБ ГДТЮ, на открытом Конкурсе РГПУ им. А.И. Герцена по бальным танцам среди студентов и молодежи и на Городском смотре-конкурсе танцевальных коллективов по программе "Ритмика".