Автор - Н.П. Яковлев.
Танец создан в конце XIX - начале XX века.
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 8-9 лет.
Музыка:
Музыкальный размер 4/4, темп умеренный - 24 такта в минуту.
Счет: (И)-1-2-3-4.
Описание танца
Запись танца Ивановой Е.И.
Основные танцевальные элементы и фигуры:
- Танцевальный шаг
- Па шассе
- Основное движение танца Па де грас
- Основное движение танца "Конькобежцы"/Па де патинер
Композиция танца.
Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.
Исходное положение:
Танцующие стоят по кругу парами, лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика). Девочка стоит чуть впереди мальчика.
Ноги – в 3 позиции, правая нога впереди.
Позиция рук:
Левая рука мальчика и левая рука девочки соединены перед корпусом мальчика на уровне 1-ой позиции. Левая рука мальчика поднята перед его корпусом (в 1 поз.), локоть округлен и повернут в сторону. Левая рука девочки вытянута вперед/в сторону, чуть смягчена в локте, и находится перед корпусом мальчика.
Позиция кистей соединенных рук партнеров – "за пальчики". (Ладонь левой руки мальчика немного развернута вверх. Ладонь левой руки девочки лежит сверху. Пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика, кончики пальцев левой руки девочки направлены в центр ладони левой руки мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами.)
Ладонью своей правой руки мальчик придерживает девочку за спину, только слегка прикасаясь к ней пальцами. (Не обнимает ее за талию, а просто сопровождает ее своей правой рукой.) Локоть правой руки мальчика слегка смягчен и направлен назад (не висит).
Свободная правая рука девочки – в бальной позиции, чуть отведена от корпуса (или придерживает юбочку).
Голова мальчика чуть повернута вправо. Взгляд - на девочку.
Голова девочки чуть повернута влево, в сторону мальчика.
Мальчик и девочка начинают танец с правой ноги.
Такт,счет |
Описание движения |
Первая часть - 8 тактов | |
1 такт
Счет: И-1-2-3-4 |
Затакт (И): Вывести правую ногу вперед на носок (battement tendu – баттман тандю правой ногой вперед).
Счет 1: Шаг правой ногой вперед. Левая нога остается сзади на носке (выворотно). Счет 2: Небольшое приседание (plié - плие) на правой ноге (колено - в сторону). Одновременно левая нога подтягивается носком по полу к щиколотке правой ноги в позицию sur le coup de pied позади правой ноги. Левая нога согнута в колене (колено - в сторону), носок оттянут и слегка касается пола. Счет 3: Шаг левой ногой с носка назад, плавно поднимаясь из приседания. Правая нога остается впереди на носке в 4 поз. Счет 4: Колени обеих ног выпрямляются, подъем правой ноги вытягивается. Правая нога задерживается впереди на носке в 4 поз. (Не акцентировать «точку», а просто удержать ногу носком на полу.) Голова слегка поворачивается вправо. |
2 такт
Счет: И-1-2 И-3-4 |
Затакт (И): Колени обеих ног смягчаются. Правая нога скользит по полу, проходит через 1 поз. и выводится назад на носок. (Правая нога проходит рядом с левой ногой «плоско» - пятка правой ноги опускается на пол.)
Счет 1: Шаг правой ногой назад, постепенно выпрямляя колени. Левая нога остается впереди на носке в 4 поз. Счет 2: Колени обеих ног выпрямляются, подъем левой ноги вытягивается. Левая нога задерживается впереди на носке в 4 поз. (Не акцентировать «точку», а просто удержать ногу носком на полу.) Голова слегка поворачивается влево. Счет И: Колени обеих ног опять смягчаются. Левая нога скользит по полу, проходит через 1 поз. и выводится назад на носок. (Левая нога проходит рядом с правой ногой «плоско» - пятка левой ноги опускается на пол.) Счет 3: Шаг левой ногой назад, постепенно выпрямляя колени. Правая нога остается впереди на носке в 4 поз. Счет 4: Приставить правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. Колени обеих ног выпрямляются. Голова прямо. |
3 такт
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 |
Два па шассе вперед по линии танца.
Затакт (И): Подняться на полупальцы обеих ног, колени почти выпрямлены. Счет 1-И-2: Па шассе с правой ноги вперед и чуть вправо. Голова повернута направо. Счет И: Скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу к правой ноге в 1 поз. и подняться на полупальцы обеих ног. Колени почти выпрямлены. Счет 3-И-4: Па шассе с левой ноги вперед и чуть влево Голова повернута налево. |
4 такт
Счет: 1-2-3-4 |
Четыре шага вперед по линии танца.
Счет 1-2-3-4: Четыре танцевальных шага вперед по линии танца, начиная с правой ноги (правой, левой, правой, левой). Окончание такта: вес тела - на опорной левой ноге, правая нога - сзади на носке. |
5-7 такты | Повторить движения 1-3 тактов. |
8 такт
Счет: 1-2-3-4 |
Два шага вперед по линии танца и поворот лицом друг к другу.
Счет 1-2: Два танцевальных шага вперед по линии танца, начиная с правой ноги (правой, левой). Счет 3: Шаг с поворотом: МАЛЬЧИК - шаг правой ногой вперед по линии танца с поворотом на ней вправо на 90 град., спиной к центру. ДЕВОЧКА - шаг правой ногой вперед по линии танца с поворотом на ней влево на 90 град., лицом к центру. Руки партнеров разъединяются и переводятся в бальную позицию (чуть отведены от корпуса). Счет 4: Приставка: приставить левую ногу позади правой ноги в 3 поз. По окончании движения партнеры стоят лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Ноги – в 3 позиции (правая нога впереди). Руки – в бальной позиции. |
Вторая часть - 8 тактов | |
9 такт
Счет: И-1-2-3-4 |
Основное движение танца Па де грас вправо.
Оба партнера начинают движение с правой ноги и движутся вправо, вдоль линии танца, удаляясь друг от друга. Головы партнеров повернуты друг к другу (налево), взгляд на своего партнера. |
10 такт
Счет: И-1-2-3-4 |
Основное движение танца Па де грас влево.
Оба партнера начинают движение с левой ноги и движутся влево, вдоль линии танца, приближаясь друг к другу. Головы партнеров повернуты друг к другу (налево), взгляд на своего партнера. По окончании 10-ого такта партнеры возвращаются в позицию: лицом друг к другу, мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру. Правая нога – впереди на носке в 4 поз. Руки в бальной позиции. Головы - прямо, взгляд друг на друга. |
11 такт
Счет: И-1-2-3-4 |
Счет 1: Шаг правой ногой с носка - вперед (друг к другу), на вытянутую правую ногу. Шаг - небольшой, на то место, где находился носок вытянутой вперед правой ноги. Левая нога остается сзади на носке (выворотно).
Выполняя этот шаг, партнеры подают друг другу правые руки и соединяют их на уровне 1 позиции, локти округлены. (Правые руки должны из бальной позиции пройти через подготовительную позицию и подняться в 1 позицию.) Счет 2: Небольшое приседание (plié - плие) на правой ноге (колено - в сторону). Одновременно левая нога подтягивается носком по полу к щиколотке правой ноги в позицию sur le coup de pied позади правой ноги. Левая нога согнута в колене (колено - в сторону), носок оттянут и слегка касается пола. Соединенные правые руки плавно поднимаются вверх в 3 позицию, образуя "окошечко". Головы партнеров слегка наклоняются влево (к левому плечу). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук (в "окошечко"). Плечи партнеров параллельны. (Не уводить левое плечо назад.) Счет 3: Шаг левой ногой с носка назад, плавно поднимаясь из приседания. Правая нога остается впереди на носке в 4 поз. Соединенные правые руки опускаются на уровень 1-ой позиции, локти округлены. Счет 4: Приставить правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. Колени обеих ног выпрямляются. Голова прямо. |
12 такт
Счет: И-1-И-2-3-4 |
Па шассе по кругу и шаг с приставкой.
Затакт (И): Подняться на полупальцы обеих ног, колени почти выпрямлены. Счет 1-И-2: Не разъединяя правых рук, партнеры исполняют одно па шассе с правой ноги вперед по совместному маленькому кругу вправо (по часовой стрелке), проходя мимо правого плеча партнера и меняясь местами (мальчик движется от центра, девочка - к центру). Голова повернута направо, взгляд на партнера. При движении партнеров по кругу позиция соединенных правых рук (1 поз.) сохраняется. Локти округлены. Счет 3: Шаг левой ногой вперед по кругу с поворотом на ней вправо, лицом друг к другу (мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру). При этом партнеры разъединяют правые руки и плавно опускают их в бальную позицию. Счет 4: Приставить правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. По окончании движения партнеры поменялись местами (мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру). Ноги – в 3 поз., правая нога впереди. Руки – в бальной позиции. |
13-15 такты | Повторить движения 9-11 тактов в положении: мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру. |
16 такт
Счет: И-1-И-2-3-4 |
Па шассе по кругу и шаг с приставкой.
Затакт (И): Правая нога подтягивается спереди к левой ноге в 3 поз., подняться на полупальцы обеих ног. Колени почти выпрямлены. Счет 1-И-2: Не разъединяя правых рук, партнеры исполняют одно па шассе с правой ноги вперед по совместному маленькому кругу вправо (по часовой стрелке), снова проходя мимо правого плеча партнера и возвращаясь на свои места (мальчик движется к центру, девочка - от центра). Голова повернута направо, взгляд на партнера. При движении партнеров по кругу позиция соединенных правых рук (1 поз.) сохраняется. Локти округлены. Счет 3: МАЛЬЧИК - шаг левой ногой вперед по линии танца. ДЕВОЧКА - шаг левой ногой вперед против линии танца с поворотом на ней вправо на 180 град. до положения лицом по линии танца. При этом партнеры разъединяют правые руки. Счет 4: Приставить правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. и принять исходное положение танца. |
Замечания к танцу
- Название танца:
- Характер танца: Па зефир – танец легкий, воздушный, летящий.
- Оба партнера начинают все движения танца с правой ноги.
- Все шаги выполняются с носка.
- Шаги вперед и назад вдоль линии танца выполняются по одной прямой.
- На всех плие следить за выворотной позицией ног.
- Перед изучением танца Па зефир, рекомендуется изучить танцы Па де грас и Па де патинер (Танец конькобежцев), фигуры которых использованы в композиции Па зефира.
- Фигуры танца Па де грас в этой композиции исполняются чуть легче, но так же выдерживаются точки, остановки, фиксируются позы.
Pas (m) (франц.) – шаг (танцевальное движение).
Zéphyr (m) (франц.) - Зефир – тёплый, легкий (западный) ветер. В античном искусстве Зефира изображали в виде юноши с крыльями бабочки за спиной.
Pas Zéphyr (Па зефир) – движения (шаги) Зефира (ветерка).
Движения – легкие, скользящие. Танец исполняется сдержанно, мягко, плавно.
Литература
- " Бальный танец". Резникова З. Изд. «Госкультпросветиздат», М., 1953 г.
- "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
Стихи для детей о танце "Па зефир"
Вариант-1
Легкость ветра в танце этом.И зефира нежность в нем.
Как пушинки над паркетом
В ПА ЗЕФИРЕ мы плывем.
Вариант-2
Воздушный танец, как зефир.Скользим над полом мы легко.
Танцуем танец ПА ЗЕФИР –
И мчимся с ветром далеко!
Вариант-3
Танец - легкий ветерок,Как зефир он нежный.
Так порхает мотылёк
Утром в роще свежей.
Вариант-4
Шаг изящный и воздушный,Ветру быстрому послушный.
ПА ЗЕФИР мы исполняем
И над полом все летаем.
Видео к танцу "Па зефир"
Основные фигуры и композицию танца демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения (ГМО) педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.
Полная композиция танца представлена на двух видеозаписях.
Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.
Вторая запись выполнена в 2011 г. на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев по отечественной программе, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова ежегодно проводимом Комитетом по образованию СПб и Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных.
Музыкальное сопровождение
Варианты музыки для исполнения танца "Па зефир" (доступно для скачивания):