Автор – И.М. Диментман.
Танец сочинен в середине 40-х годов XX века.
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для следующих возрастных категорий исполнителей:
6-ая группа - «Молодежь», (17-24 года),
7-ая группа - «Взрослые» (25 лет и старше, суммарный возраст пары до 70 лет),
8-ая группа - «Сеньоры» (35 лет и старше, суммарный возраст пары до 100 лет),
9-ая группа - «Гранд-сеньоры» (суммарный возраст пары от 100 лет).
В 2014 г. автору этого сайта досталось настоящее сокровище: описание танца "Венгерский бальный", сделанное самим автором танца - Изабеллой Моисеевной Диментман. Это описание передал мне Даниил Борисович Дриганта, ученик Диментман И.М.
Авторское описание танца занимает 17 страниц машинописного текста и включает в себя рекомендации по разучиванию танца, описание подготовительных упражнений, отдельных танцевальных элементов, фигур танца и описание полной композиции танца.
Привожу ниже полностью весь авторский текст описания танца "Венгерский бальный" (с огромной благодарностью Даниилу Борисовичу за сохранение этого раритета).
Авторское описание танца
И.М. Диментман.
ВЕНГЕРСКИЙ БАЛЬНЫЙ
Бальный танец на тему венгерских танцев. В танце использованы движения венгерских танцев в форме, доступной для широких масс любителей танцев.
Состоит танец из двух частей. Первая часть более медленная, но темпераментная, вторая - постепенно убыстряющаяся и скорая.
Характерным является то, что вступление перед началом танца, состоящее не только из музыкальной части, но и танцевальной, в свою очередь является завершением всего танца и используется в конце его. Эта фигура, которую условно назовем "Вступлением" и в самом начале идет как приглашение к танцу является и оригинальной частью. Сколько бы раз не исполнялся танец, это "Вступление" завершает произведение.
Небольшое вступление имеется при переходе от первой части танца ко второй.
Весь танец исполняется четко и темпераментно.
Музыкальный размер первой части танца 4/4, второй части - 2/4.
Первая часть танца занимает 16 тактов музыки, вторая - 32 такта.
Разучивая "Венгерский бальный" танец, следует, как обычно, выучить те основные движения, которые входят в фигуры танца. Разучивая их постепенно, соединяя между собой, преподаватель компонует фигуры танца. Такой путь разучивания дает возможность хорошо усвоить танец, его технику движений и выразительные средства.
Можно рекомендовать начинать разучивание не с первых движений и фигур танца, а с тех, которые встречаются позднее. Например, с движения, носящего название "Ключ". Затем - "Боковые шаги с ударом". Соединяя их между собой, мы получаем одну из фигур первой части танца.
После этого начинает разучиваться "Венгерский ход", хотя танец начинается именно с этого движения.
Вступление, идущее в самом начале танца, изучается в конце всей композиции.
Многие движения в начале идут как упражнение, а затем, прибавляя последующие технические детали движений, полностью компонуется нужная фигура танца.
Рекомендации по изучению
Построить группу по линиям, в шахматном порядке и лицом к преподавателю, оставив при этом учащихся в парном соединении. Все девушки справа от партнера.
Примечание: Всякое упражнение в самом начале будет разучиваться индивидуально, а затем учащиеся будут проделывать движение в парах.
Упражнение 1. Движение рук
Упражнение 1А.
Исходное положение: ноги вместе, руки опущены, корпус подтянут.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Отвести руки от корпуса, открывая ладони вперед. |
  | два | Поднять руки вверх до уровня талии и, поворачивая ладони вниз, положить их на талию. Локти держать слегка впереди. |
  | три | Снимая руки с талии, провести их от себя в стороны широким жестом, открывая ладони. (Не заводя руки за корпус, держа их чуть впереди.) |
  | четыре | Спокойно опустить руки в исходное положение. |
Повторить это движение руками несколько раз.
Затем перейти на более короткий отрезок времени:
И - раз - Поднять и опустить на талию.
И - два - Снять с талии, широко развести и опустить вниз.
Упражнение 1Б.
То же самое, но выполняя поочередно каждой рукой в отдельности.
Теперь - комбинируя: движение обеими руками, затем только правой рукой; движение обеими руками, затем только левой рукой, и т.д. и т.п.
ПРИМЕЧАНИЕ: Чем разнообразней упражнения для рук, тем лучше отрабатывается необходимый жест, свобода движений, выразительность. Уходит скованность, свойственная многим.
Упражнение 2. Подготовка к "Ключу"
Упражнение 2А.
Исходная позиция ног - 1-ая. Руки на талии.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Присесть на обе ноги, раскрывая колени в стороны. |
  | два | Вытянуть колени, поднявшись с приседания. |
  | три, четыре | Движение рук - открыть и закрыть. Или каждую руку поочередно. |
Упражнение 2Б.
Соединение, в одновременном сочетании приседания и раскрытие рук.
  |
Счет |
Текст |
  | раз | Присесть на обе ноги, снимая руки с талии и открывая их в стороны. |
  | два | Поднимаясь с приседания, опустить руки на талию. |
Упражнение 3. "Простой ключ"
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Присесть на обе ноги. (Ноги - в 1 поз. Руки - на талии.) Колени в стороны. |
  | два | Подъем, вытянув колени. |
  | три | Сдвинуть ступни, соединяя носки и раздвигая пятки в стороны, одновременно приседая на обеих ногах. |
  | четыре | Раздвинув носки, соединить пятки по 1 поз. Колени прямые. |
ПРИМЕЧАНИЕ: Исполнить не отрывая подошв от пола. Следить за корпусом, чтобы он оставался все время прямой и подтянутый. Постепенно можно присоединить движение рук. В момент соединения носков - счет "три" - руки открыть, а на счет "четыре" - закрыть.
Затем следует отбросить простое приседание, оставив только движение, идущее на счет "три-четыре". Это будет "Простой ключ".
Упражнение 4. Шаги и "Простой ключ"
Упражнение 4А.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз, два, три, четыре | Сделать с правой ноги четыре шага на месте. |
2 такт | раз, два, три, четыре | Исполнить два раза "Простой ключ". |
Упражнение 4Б.
То же самое, двигаясь на шагах вперед.
Упражнение 4В.
То же самое, сократив шаги на половину, оставив один ключ.
Комбинация пойдет на 1 такт.
ПРИМЕЧАНИЕ: Во всех случаях последний шаг будет приставным, в 1 поз., после чего может исполняться ключ.
Упражнение 4Г.
Вместо шагов вперед, можно сделать шаги вправо и влево.
Такт   |
Счет |
Текст |
Усл. ритм |
1 такт | раз | Правой ногой шаг в сторону. |   |
  | два | Левой ногой удар подушечкой ступни рядом с правой ногой. |   |
  | три, четыре | Повторить то же самое с левой ноги влево. |   |
2, 3 такты |   | Два раза "Простой ключ" | М-М
М-М |
ПРИМЕЧАНИЕ: Сочетание "Простой ключ" с шагами может быть разнообразным.Такие сочетания дают возможность в развитии танцевальности и необходимой техники ног.
Упражнение 5. Подготовка к "Воздушному ключу"
Упражнение 5А.
Исходное положение - 1 поз.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Правую ногу, отодвинув в сторону и присогнув колено, поставить на носок, пяткой вверх. |
  | два | Поворачивая правую ногу в естественное положение, поставить в исходное положение. |
  | три, четыре | То же самое с левой ноги. |
ПРИМЕЧАНИЕ: На "раз" корпус слегка поворачивается влево, правое плечо вперед и правый локоть вперед. Исподняя левой ногой, точно так же идет поворот корпуса, но уже вправо, левое плечо и левый локоть слегка выдвинуты вперед. Голова поворачивается в сторону выдвинутого вперед плеча.
Упражнение 5Б.
Исходное положение - 1 поз.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз, два | Исполнить "Простой ключ". |
  | три | Ступня левой ноги продолжает движение сдвига.
Правая нога в это время отрывается от пола, в положении предыдущего упражнения. Колени обеих ног соединены в легком приседании. |
  | четыре | Опустив левую ногу встать в 1 поз. |
2 такт |   | То же с левой ноги. |
ПРИМЕЧАНИЕ: В дальнейшем, продвинутые танцоры дополняют движение "Воздушного ключа" технической деталью, характерной для венгерских танцев. Она заключается в том, что в момент, когда нога поднимается от пола, ее выводят за тактом легким, чуть круговым движением, типа "ронда". Затем акцентировка идет и на момент соединения ног в пятках по 1 поз.
К тому же, в этот момент опорная нога "подскальзывает" к работающей ноге, т.е. если "Воздушный ключ" исполняется с правой ноги, то левая нога подскальзывает к правой ноге, если с левой ноги, то правая нога идет к левой ноге.
Упражнение 6.
Упражнение 6А. Шаги на месте и "Воздушный ключ".
Исходное положение: ноги в 6 поз (6-ая поз. не точная), руки на талии.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз, два | С правой ноги два шага на месте. |
  | три | Правой ногой шаг на месте, ставя ногу носком внутрь, для исполнения "ключа" - левой ногой "Воздушный ключ". |
  | четыре | Соединить ноги, пятки вместе. |
То же самое, начиная шаги с левой ноги и "Воздушный ключ".
Упражнение 6Б. Шаги с продвижением.
Вместо шагов, исполняемых на одном месте, перейти на шаги вперед.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз, два,
три |
С правой ноги - шаги вперед.
Третий шаг, идущий, также вперед - "ключевой". |
  | четыре | Соединить ноги, пятки вместе. |
Следующее движение начинать с левой ноги.
ПРИМЕЧАНИЕ: Шаги идут с подушечки, очень четко.
Упражнение 6В. Шаги в повороте вправо и влево.
Исполняя шаги вперед, сделать поворот вокруг своей оси на 360 град., заканчивая лицом - в исходное направление. С правой ноги поворот пойдет направо, с левой ноги - налево.
ПРИМЕЧАНИЕ: Поворачиваясь в ту или иную сторону, танцоры в начале поворота в счете "раз-два" оставляют голову в повороте к противоположному плечу. Если поворот вправо, то голова повернута влево, и наоборот. Во время поворота руки либо лежат на талии, либо могут открываться поочередно. Поворачиваясь направо, открыть, а затем закрыть правую руку. Поворачиваясь налево - левую руку. При закрытии руки, т.е. при опускании ее на талию, руку следует вначале немного приподнять вверх, а затем опустить на талию.
Упражнение 6Г. Поворот и "Воздушный ключ".
Оно же является комплексом движений одной из фигур танца. Следует соединить поворот и "Воздушный ключ".
Такт   |
Счет |
Текст |
Усл. ритм |
1 такт | раз, два | С правой ноги поворот направо на двух шагах. | М |
  | три, четыре | Заканчивая поворот в исходном направлении, на счет "три" перейти на "Воздушный ключ" с левой ноги.
Затем соединить ноги. |
М |
2 такт |   | То же в другую сторону. |   |
Здесь следует поставить исполнителей лицом друг к другу. Исполнить все разученное, стоя в паре. При исполнении поворота, партнеры не должны уходить далеко друг от друга. Они исполняют движение на своем "пятачке".
Упражнение 7.
Упражнение 7А. Шаги с акцентированным движением.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Правой ногой шаг вперед, ставя ногу с подушечки на всю стопу. |
  | два | Смягчая колени и слегка приседая, сделать левой ногой удар подушечкой ступни рядом с правой ногой. |
  | три | Левой ногой шаг вперед. |
  | четыре | Правой ногой - акцентированный удар. |
Упражнение 7Б. Те же шаги в повороте.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Поворачивая корпус вправо на 90 град. от исходного направления, правой ногой шаг вперед.
Голова остается к левому плечу. Руки на талии. |
  | два | Левой ногой - акцентированный удар подушечкой у ступни правой ноги. |
  | три | Поворачивая корпус в обратную сторону, влево на 180 град. от данного исходного направления, левой ногой шаг вперед.
Голова остается к правому плечу. Руки на талии. |
  | четыре | Правой ногой - акцентированный удар подушечкой у ступни левой ноги. |
ПРИМЕЧАНИЕ: Разучив эти шаги в повороте, соедините их с только что выученной фигурой "Поворот и "Воздушный ключ". В начале все исполняется с правой ноги - вправо, а затем с левой ноги - влево.
Это будет первая фигура второй половины медленной части танца. Назовем ее "Повороты и воздушный ключ".
Упражнение 7В. Повороты и "Воздушный ключ".
Партнеры стоят лицом к лицу.
Исходное положение - 1 поз.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз, два | С правой ноги шаг с поворотом вправо и акцентированный удар подушечкой левой ноги рядом с правой ногой. |
  | три, четыре | С левой ноги то же - влево, поворачиваясь на 180 град. |
2 такт | раз, два, три, четыре | С правой ноги шаги с поворотом направо и "Воздушный ключ". |
Затем на 3 и 4 тактах вся фигура повторяется с левой ноги влево.
Разучив эту фигуру, можно перейти к разучиванию основного хода танца, который называется "Венгерский ход".
Упражнение 8. "Венгерский ход".
Разучивать фигуру "Венгерский ход" следует опять индивидуально и в построении линиями.
Упражнение 8А. Подъем ноги вверх.
Исходное положение: ноги в 3 поз., правая нога впереди, руки на талии, корпус подтянут.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Правую ногу согнуть в колене. Колено отвести в сторону. Носок ноги сильно оттянут книзу и находится перед левой ногой чуть выше щиколотки. |
  | два | Правую ногу опустить в 3 поз. |
  | три | Правую ногу сильно вытянуть в сторону. |
  | четыре | Правую ногу поставить позади левой ноги в 3 поз. |
То же с левой ноги.
ПРИМЕЧАНИЕ: В последующем можно рекомендовать поднимать согнутую в колене ногу и затем опускать три раза подряд. Затем перевести ногу через 2-ую поз., поставив ее позади опорной ноги, чтобы сменить правую ногу на левую ногу.
Упражнение 8Б.
То же упражнение, но применяя маленькое полуприседание на опорной ноге.
Исходное положение - то же.
Такт   |
Счет |
Текст |
  | раз | Приседая на левой ноге, правую ногу поднять с согнутым коленом у щиколотки (или чуть выше).
Колени развернуты в разные стороны. |
  | два | Опуская правую ногу в 3 поз., вытянуть колено левой ноги. |
ПРИМЕЧАНИЕ: Если позволяет время, и группа достаточно продвинута, можно внести небольшую сложность, помогающую выработке устойчивости и баланса. Она заключается в следующем: при поднятии с приседания и повторении подъема ноги несколько раз подряд, держать все время ногу на весу, не опуская на пол. И только перед сменой ноги опустить ее в 3 поз.
Упражнение 8В.
Развертывание согнутого колена и вытягивание ноги вперед.
Исходное положение - то же.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Присесть на левой ноге, подняв правую ногу с согнутым коленом. Колени обеих ног разведены в разные стороны. |
  | два | Оставаясь в полуприседании на левой ноге, провести правую ногу вперед, не опуская носка на пол и постепенно вытягивая колено. Носок правой ноги сильно оттянут. |
  | три | Поднимаясь с полуприседания, опустить в последний момент носок правой ноги на пол. |
  | четыре | Подтянуть правую ногу к левой ноге в 3 поз. |
Затем то же проделать с левой ноги.
ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы исполнить упражнение то с правой, то с левой ноги, не прерывая музыкального сопровождения, следует повторить "раскрытие" три раза, а затем отвести опять ногу в сторону и придвинуть сзади опорной ноги в 3 поз.
Упражнение 8Г. "Раскрытие" ("Мягкий батман")
"Раскрытие" по хореографической терминологии будет носить название "Мягкий батман", исполняемый на более короткий музыкальный период.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | И-раз | Правую ногу согнуть в колене, приседая одновременно на опорной ноге, и сразу провести правую ногу вперед, вытягивая над полом. |
  | два | Поднимаясь с полуприседания, опуская вытянутую ногу на пол, вытянутым носком придвинуть правую ногу в 3 поз. |
  | три, четыре | Повторить. |
Упражнение 8Д. "Мягкий батман" и шаги. ("Венгерский ход")
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз, два | Два шага на месте (правой ногой, левой ногой). |
  | три, четыре | Шаг на правую ногу, опускаясь в полуприседание.
Левая нога в это время - "Мягкий батман". |
2 такт |   | Движение повторяется с левой ноги. |
В последующий период шаги, исполняемые на месте, нужно делать, идя вперед.
Шаг исполняется "парадно" с подушечки на всю ступню.
ПРИМЕЧАНИЕ: это сочетание шагов и "Мягкого батмана" носит определение как "Венгерский ход".
Теперь необходимо проделать "Венгерский ход" несколько раз подряд. В начале индивидуально, а затем соединив всех в пары и разведя пары по кругу.
Чтобы приучить согласованно действовать в паре, танцующие поначалу соединяют руки накрест, как в танце "Конькобежцы". Дама, как обычно, находится с правой стороны партнера.
Затем нужно перевести правую руку мужчины так, чтобы он взял даму за талию. Свободные руки партнеров находятся на талии.
Это все еще учебное положение рук. Чтобы приблизить его к необходимой позе, даме следует левую руку перевести вправо по талии, положив кисть левой руки поверх кисти своей правой руки, находящейся на талии. При этом дама должна чуть отклонить корпус вправо. Мужчина чуть позади дамы. При этом оба двигаются вперед, по линии танца.
Когда "Венгерский ход" хорошо отработан, нужно исполнять его так, как он исполняется в 1-ой фигуре танца, т.е. двигаясь вперед на 3-х тактах музыки, исполняя три "Венгерских хода". На четвертый такт, после трех шагов вперед, на счет "четыре", задержать правую ногу позади левой ноги.
Упражнение 9. Отход назад.
Так как последующее движение не сложно, оно разучивается сразу. Это будет отход назад, тремя шагами с легким акцентированным ударом носка в пол.
Не меняя исходной позиции:
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз,
два, три |
Отход назад с правой ноги.
С правой ноги три шага назад, двигаясь против линии танца без напряжения колена. Правое плечо слегка отодвинуто назад. |
  | четыре | Легкий акцентированный удар подушечкой левой ноги рядом с правой ногой, не выворотною. |
2 такт | раз,
два, три |
Отход назад с левой ноги.
С левой ноги три шага назад, двигаясь против линии танца. |
  | четыре | Удар подушечкой правой ноги рядом с левой ногой. |
После этого, на один такт - 4 шага вперед по линии танца, начиная движение с правой ноги. Четвертый шаг - приставляя ноги в 1 поз. И на последний такт музыкального периода - пауза. Стоять по 1 поз.
Фактически, таким путем схематично изучена 1-ая фигура танца, в то время, как до этого, путем подбора характерных упражнений и сочетая их между собой, танцоры ознакомятся с фигурами 2-ой части танца.
Упражнение 10."Венгерский ход" по кругу.
Чтобы закончить схему этой части, следует пройти "Венгерский ход" в следующем положении танцующих пар:
Партнеры встают друг против друга. Мужчина - спиной, дама - лицом к центру
круга. Протянув навстречу правые руки, партнеры соединяют их, положив на правое плечо друг другу. Левые руки на талии. Корпус чуть отклонен влево. Партнеры смотрят друг на друга.
Движение идет вперед, по маленькому кругу, на трех движениях "Венгерского хода" и заканчивается простыми шагами, с "Ключом" на месте.
Вся фигура занимает 4 такта музыки.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт |   | Партнеры, начиная с правой ноги, "Венгерским ходом" меняются местами. |
2 такт |   | Продолжая ход с левой ноги, доходят до своих мест. |
3 такт |   | С правой ноги, еще раз меняясь местами. |
4 такт |   | И переходя с левой ноги на шаги, приходят на свои места, заканчивая движение "Простым ключом".
Руки на последнюю четверть такта разъединяются и опускаются на талию. |
Теперь следует повторить все сочетания выученные ранее: "шаги с акцентированным ударом", "шаги в повороте с ключом".
Повторив это сочетание дважды, вправо-влево, а затем влево-вправо, присоединить "Венгерский ход" по кругу, и схематично 2-ая часть танца будет готова.
А теперь разучивается так называемый "Сложный ключ".
Упражнение 11. "Сложный ключ".
Упражнение 11А.
Все встают по линиям, лицом к преподавателю.
Ноги - в 1 поз., руки - на талии, корпус подтянут.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | И(затакт) | Освободить за тактом правую ногу. |
  | раз | Правой ногой шаг вперед, перед левой ногой. Носок повернут вправо.
Левая нога в то же время отрывается от пола и остается позади правой ноги. Колено присогнуто и отведено влево. |
  | два | Шаг назад на левую ногу, ставя стопу носком вовнутрь, т.е. вправо.
Правая нога в то же время делает движение "Воздушного ключа". |
  | три, четыре | Правая нога опускается на пол, и ноги соединяются в 1 поз. |
ПРИМЕЧАНИЕ: Это - схема "Сложного ключа". Поскольку в танце "Сложный ключ" исполняется только с правой ноги, описание его на этом ограничивается.
Если учитель танцев имеет достаточно времени, то для развития танцевальной техники можно дать такое же упражнение, исполняемое с левой ноги.
Для перехода к полному движению "Сложного ключа", к данной схеме нужно добавить легкие перескоки. Они идут на счет "раз" и затем на счет "два" и "три".
Упражнение 11Б.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | И(затакт) | Приподнять правую ногу, держа ее слегка сзади. |
  | раз | Правую ногу провести вперед, перед левой ногой, и легко "упасть" на нее, ставя ступню выворотно.
Левая нога в то же время отрывается от пола с присогнутым и отведенным влево коленом. Левая нога позади правой ноги на маленьком расстоянии. Подъем левой ноги вытянут. Правое плечо при этом идет слегка вперед. Корпус слегка наклоняется вправо. Руки на талии. |
  | два | Перейти назад на левую ногу с легким "перескоком" и приседанием. Ступня левой ноги ставится при этом носком вовнутрь.
Правая нога в это же время делает движение "Воздушного ключа". Правая нога в подъеме вытянута. Колени обеих ног соединены в легком приседании. Голова повернута вправо. |
  | три, четыре | Отодвигая немного правую ногу от левой ноги и вытягивая ее, соединить ее с левой ногой в 1 поз. акцентировано. Ступня левой ноги в момент соединения подтягивается к правой ноге. |
Упражнение 11В.
Разучив движение "Сложного ключа", следует соединить его с шагами.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз, два, три | С левой ноги три шага на месте. |
  | четыре | Четвертый шаг в 1 поз. |
2 такт | И(затакт) | Освободить быстрым движением правую ногу. |
  | раз, два, три, четыре | Проделать движение "Сложного ключа". |
После этой схемы, шаги на месте перевести на шаги, идущие вперед, не забывая четвертый шаг заканчивать в 1 поз.
Теперь следует перейти к разучиванию движений, входящих во вторую быструю часть танца "Венгерский бальный".
Движения быстрой части танца "Венгерский бальный".
Музыкальный размер быстрой части танца 2/4.
Упражнение 12. "Боковые шаги с приставкой".
Ноги вместе - в 6 поз. Руки - на талии.
При музыкальном размере 2/4, движение данного упражнения исполняется на каждую четверть.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Правой ногой шаг в сторону, колено вытянуто. Левая нога остается вытянутой, с носком, оттянутым к полу, не выворотно. |
  | два | Левую ногу приставить плотно к правой ноге, ослабляя колени.
Корпус ровный, но с маленьким отклонением вправо. Голова повернута чуть вправо. |
То же с левой ноги влево.
Полностью "Боковые шаги" состоят из повторения дважды движения вправо, а затем влево.
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Правой ногой шаг вправо. |
  | два | Левой ногой приставной шаг к правой ноге. |
2 такт | три | Правой ногой опять шаг вправо. |
  | четыре | Левую ногу приставить к правой ноге. |
То же с левой ноги влево.
Разучив "Боковые шаги", партнеры встают лицом к лицу и, подав друг другу руки, приподнятые до уровня 2 поз., совместно исполняют эту фигуру. Причем мужчина начинает движение с левой ноги влево, дама - с правой ноги вправо.
Движение исполняется очень подтянуто и энергично.
Упражнение 13. Движение "Быстрый ход".
"Быстрый ход" занимает 1 такт и исполняется в ритме 1/8, 1/8, 1/4 (Б-Б-М).
Изучается, как и прочие движения, вначале на месте.
Можно до перехода на движение ног, прохлопать ритмическую структуру хода ладонями.
Ноги в 6 поз. Руки - на талии. Корпус подтянут.
Упражнение 13А. "Быстрый ход" на месте.
Такт   |
Счет |
Текст |
Усл. ритм |
1 такт | И (затакт) | Освободить от веса правую ногу. |   |
  | раз | Правой ногой шаг на месте, опуская ногу на подушечку ступни плоско. | Б |
  | И | Левой ногой шаг на месте, переступив так же на подушечку ступни. | Б |
  | два | Правой ногой шаг на подушечку ступни, приготавливая левую ногу к началу движения. | М |
И т.д.
Упражнение 13Б. "Быстрый ход" вперед.
Исполнить на месте без продвижения четыре раза разученный ход, а затем сразу, не прерывая движения, перейти на следующие четыре хода, с продвижением вперед:
I, 2, 3, 4 такты - четыре быстрых хода на месте,
5, 6, 7, 8 такты - с продвижением, и т.д.
Исполняя "Быстрый ход" вперед, шаги будут не очень широкими, т.к. темп довольно быстрый. Корпус при этом слегка устремляется вперед.
Рекомендуется начинать это движение то с правой ноги, то с левой ноги. В танце партнеры исполняют "Быстрый ход" с разных ног.
Упражнение 13В. "Быстрый ход" по кругу.
Партнеры встают лицом друг к другу и подают друг другу обе руки.
Дама - правой ногой, мужчина - левой ногой: исполняют вначале четыре "Быстрых хода" на месте, а затем четыре по кругу, двигаясь вперед друг за другом.
Кружение идет вправо, а затем, через четыре хода на месте, пойдет влево.
ПРИМЕЧАНИЕ: При кружении вправо, танцующие отклоняют корпус: дама - вправо, мужчина - влево. Кружась, партнеры смотрят друг на друга. При кружении в обратную сторону, естественно меняется и наклон корпуса.
При кружении вправо и влево, ноги не меняются: дама - правой ногой, мужчина - левой ногой.
Затем ход не месте становится ненужным и остается только кружение в одну сторону и в другую сторону. В начале, держась за обе руки, а затем показать требуемое положение рук в танце. Мужчина правой и левой рукой поддерживает обе руки дамы (правая рука несколько ближе к спине). Дама - обе руки кладет поверх рук мужчины. Локти присогнуты. Корпус партнеров слегка отклонен друг от друга. Кружась в данной позе, танцующие исполняют вправо и влево по полтора круга.
ПРИМЕЧАНИЕ: Следует обратить внимание на то, чтобы "Быстрый ход" сохранял характер, присущий венгерским танцам. Он исполняется на проходящих шагах, с упором на подушечку ступни. Колени без напряжения. Все идет как легкий, все время сдерживаемый бег.
Движения партнеров для начала и концовки танца.
Упражнение 14. Партия мужчины.
Движение мужчины более простое.
В начале танца:
Счет |
Текст |
раз |
Правой ногой шаг вперед и по диагонали вправо.
Левая нога остается позади на носке, колено вытянуто. Правая рука, снимаясь с талии, протягивается вперед, ладонью вверх. |
два |
Пауза - поза сохраняется. |
три-четыре |
"Воздушный ключ" с левой ноги, соединяя ноги в 1 поз. |
При последней фигуре танца у мужчины - маленькое изменение:
Счет |
Текст |
раз |
Такой же шаг правой ногой вперед. |
два |
Ключ левой ногой. |
три |
Шаг левой ногой назад и в сторону. |
четыре |
Ключ правой ногой. Руки опускаются на талию. |
Упражнение 15. Партия дамы.
Теперь остается выучить движение девушки для начала и концовки танца.
В начале танца:
Счет |
Текст |
раз |
Правой ногой шаг вперед и по диагонали вправо, поворачивая корпус вправо. Левое плечо и левая рука, остающаяся на талии, вперед. Левая нога остается позади на носке, вытянутая в колене.
Правая рука, снимаясь с талии, открывается вперед и вправо. Локоть вытянут. Вся рука слегка выше плеча. |
два |
Повернув корпус влево, перенести тяжесть тела с правой ноги на левую ногу.
Снимая с талии левую руку, подать ее мужчине. |
три-четыре |
Перенося правую ногу через ступню левой ноги перекрещенно, приподнимаясь на полупальцы - поворот влево на 270 град. В конце опуститься на обе ноги, сделав "Простой" или "Воздушный" ключ с правой ноги.
Правая рука в момент поворота слегка приподнимается вверх и затем опускается на талию. Левая рука проходит впереди по талии (кисть остается в правой руке партнера). |
В последней фигуре танца дама, не делая первого шага с правой ноги, сразу исполняет поворот влево, а затем на счет "три-четыре" с правой ноги раскручивается вправо.
Эта фигура носит название "Закрутка" и Раскрутка".
ОПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА
Танцующие встают парами по кругу, лицом по линии танца. Дама стоит справа от мужчины и немного впереди. Ноги соединены. Руки на талии. Корпус подтянут.
"Вступление" и "Приглашение"
Такт   |
Счет |
Текст |
1 такт | раз | Поворачивая корпус вправо, правой ногой шаг вперед, по диагонали. Левая нога остается позади.
Мужчина - правую руку протягивает даме. Дама - правую руку открывает в сторону. |
  | два | Дама переносит тяжесть тела с правой ноги на левую ногу, поворачиваясь к партнеру и подавая ему левую руку. |
2 такт | три-четыре | Дама - поворот влево, перенося правую ногу через левую ногу, заканчивая движение ключом.
Мужчина - подтягивая к себе соединенными руками даму, не отпуская ее руки, обнимает даму за талию и заканчивает все ключом левой ногой. |
Первая часть - медленная
1-я половина медленной части.
Такт   |
Счет |
Текст |
  |   | ХОД ВПЕРЕД |
1-3 такты |   | Оба с правой ноги двигаются вперед, исполняя три раза "Венгерский ход" и сохраняя принятую в "Приглашении" позу. |
4 такт |   | Продолжая движение вперед с левой ноги, делают три шага, задерживая на четвертый счет правую ногу позади левой ноги, с легкой акцентированной остановкой. Колено правой ноги присогнуто. Ступня остается на подушечке.
Корпус - правое плечо отодвинуто назад. |
  |   | ОТХОД НАЗАД |
5 такт | раз, два, три | Оба с правой ноги - три мягких шага, отходя назад против линии танца. |
  | четыре | Акцентированный удар подушечкой левой ноги рядом с правой ногой. Носки обеих ног - в одном направлении, вправо.
Колени смягчаются. Поза сохраняется. |
6 такт | раз, два, три, четыре | С левой ноги - три шага назад против линии танца и акцентированный удар правой ногой. |
ПРИМЕЧАНИЕ: В принятой позе мужчина находится как бы за дамой. При отходе назад с правой ноги это положение чуть усугубляется. При отходе с левой ноги несколько выравнивается, т.к. за этим следуют движение вперед по линии танца и расход.
Такт   |
Счет |
Текст |
  |   | РАСХОД |
7 такт | раз, два, три, четыре | Оба с левой ноги начинают шаг вперед и, продолжая шаги, опуская руки, расходятся в разные стороны: дама - направо, мужчина - налево, приставляя четвертый шаг рядом с опорной ногой.
Руки опускаются на талию. |
8 такт |   | Стоя лицом друг к другу, с правой ноги исполняют "Сложный ключ". |
2-я половина медленной части.
Партнеры стоят лицом друг к другу. Мужчина - спиной к центру круга, дама - лицом. Руки - на талии.
Такт   |
Счет |
Текст |
Усл. ритм |
  |   | ФИГУРА С ПОВОРОТАМИ |
  |
1 такт | раз | Поворачивая корпус вправо на 90 град., шаг правой ногой вперед. | М |
  | два | Левой ногой акцентированный удар подушечкой ступни около правой ноги.
Колени при этом смягчаются. |
М |
  | три | Поворачивая корпус влево уже на 180 град., шаг левой ногой вперед. | М |
  | четыре | Правой ногой акцентированный удар подушечкой ступни около левой ноги.
Колени смягчаются. |
М |
2 такт |   | Поворот с правой ноги шагами направо (360 град.), заканчивая "Воздушным ключом" левой ногой. | М, М, М, М |
3-4 такты |   | Повторяется целиком вся фигура, но уже с левой ноги влево. |   |
5-8 такты |   | Исполняется "Венгерский ход" по кругу. Партнеры соединяют правые руки, опуская кисть на правое плечо партнера. Левая рука на талии. Корпус друг к другу.
Двигаясь вправо, начиная с правой ноги, исполняют три "Венгерских хода" и заканчивают последний такт шагами и "Простым ключом". Руки разъединяются и опускаются на талию. |
  |
Вторая часть - быстрая
Перед началом быстрой части имеется небольшой переход, в виде маленького вступления, два аккорда музыки.
Счет |
Текст |
раз |
Мужчина подает даме обе руки, протягивая их навстречу. |
два |
Дама подает свои руки мужчине, опуская их поверх его рук. |
Далее мужчина начинает с левой ноги, дама - с правой ноги.
Такт   |
Счет |
Текст |
  |   | "БОКОВЫЕ ШАГИ" |
1-8 такты |   | Исполняется фигура "Боковые шаги".
Движение идет вначале по линии танца, затем - против линии танца. Затем повторяется все еще раз. Руки во время движения постепенно раскрываются в стороны на уровне 2-ой поз., локти несколько опущены книзу, соединенные кисти рук приподняты вверх. |
  |   | "КРУЖЕНИЕ НА "БЫСТРОМ ХОДЕ" |
9-16 такты |   | Мужчина исполняет "Быстрый ход" вперед с левой ноги, дама - с правой ноги. Кружатся вначале вправо на полтора круга, а затем влево. И останавливаются оба лицом по линии танца.
Во время кружения руки соединены как в предварительном разучивании. Заканчивая фигуру лицом по линии танца, мужчина правой рукой берет даму за талию, левая рука - у себя на талии. Дама обе руки опускает на талию. Примечание: Допускается иное положение: мужчина левой рукой берет левую руку дамы. |
  |   | "БЫСТРЫЙ ХОД" ВПЕРЕД И РАСХОД |
17-20 такты |   | Мужчина с левой ноги, дама с правой ноги двигаются вперед по линии танца, исполняя четыре "Быстрых хода". |
21-23 такты |   | Разъединяя руки, продолжая "Быстрый ход" вперед, делая его три раза, партнеры расходятся друг от друга: мужчина - налево, дама - направо, сделав круг вокруг своей оси, проходя лицом по линии танца на расстоянии друг от друга. Руки на талии.
Останавливаясь лицом по линии танца и на расстоянии друг от друга, танцующие делают два шага на месте. |
24 такт | раз | Мужчина - правой ногой, дама - левой ногой шаг на месте............М |
  | два | Мужчина - левой ногой, дама - правой ногой шаг на месте............М |
  |   | "БОКОВЫЕ ШАГИ" НА ПОДХОДЕ |
25-26 такты | раз, два, три, четыре | Мужчина с правой ноги, дама с левой ноги исполняют "Боковые шаги", приближаясь друг к другу и соединяя внизу руки: мужчина - правую руку, дама - левую руку. |
  |   | "БОКОВЫЕ ШАГИ" НА РАСХОДЕ |
27-28 такты | раз, два, три, четыре | Не разъединяя соединенных рук, партнеры отходят друг от друга на расстояние вытянутых рук.
Мужчина с левой ноги, дама с правой ноги - "Боковые шаги". |
  |   | "ЗАКРУТКА" |
29-30 такты | раз, два, три, четыре | Дама с левой ноги исполняет фигуру "Закрутка".
Мужчина исполняет свою партию, разученную ранее. |
  |   | "РАСКРУТКА" |
31-32 такты | раз, два, три, четыре | Дама с правой ноги исполняет фигуру "Раскрутка", разъединяя руки и опуская их себе на талию.
Мужчина с левой ноги шагом в сторону и "Ключом" отходит от дамы на небольшое расстояние. |
И вновь исполняется вступление к танцу - "Приглашение". После чего танец может начинаться вновь, или быть законченным.
На этом авторское описание танца заканчивается.
Литература
- "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Вечер танца". Настюков Г. Изд. ВЦСПС, Профиздат, 1965 г.
- "Новые бальные танцы". Сборник. Изд. Советская Россия, М., 1972 г. Составитель Л.Г. Степанова.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М.,1978 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
Видео к танцу "Венгерский бальный"
Первая видеозапись полной композиции танца выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.
Вторая запись танца выполнена в 2015 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров, проводимом СПб ГБКДУ «Дом народного творчества и досуга» и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена (СПб). Танцуют участники возрастной группы "Сеньоры".
Музыкальное сопровождение
Венгерский бальный танец: музыка (доступно для скачивания)