Исполнение бальных танцев в русском стиле имеет свою специфику и технику движений. От танцоров требуется освоение определенной манеры исполнения и характера движений этих танцев, которые выражаются в связи форм и линий движений с содержанием, смыслом, чувством и настроением танца.
Позиция кисти
Кисть – длинная, все пальцы вытянуты и собраны вместе, ладошка плоская. Большой палец прижат к ладони рядом с указательным пальцем.
Позиция руки
В бальных танцах в русском стиле – руки слегка согнуты в локтях и плавно закруглены. При этом локоть не поворачивается вниз, не опускается.
Кисть – мягкое продолжение руки и слегка повернута ладонью вперед/вверх.
Положение рук - вперед
Руки - в 1 классической позиции: перед корпусом, на уровне диафрагмы.
Локти закруглены и направлены в стороны.
Кисти чуть повернуты ладонями вверх.
Положение рук - в стороны
Руки - во 2 классической позиции (немного ниже плеч), но слегка сближены к середине корпуса (не полностью раскрытая 2-ая позиция).
Локти закруглены и направлены назад.
Кисти естественно завершают чуть округленную линию рук, идущую от плеча немного вперед и вниз. Кисти раскрыты вперед/вверх, ладони смотрят вверх.
Положение рук - на талии (на поясе)
Ладонь полностью лежит на бедре, плотно прижата: четыре пальца кисти плотно соединены и направлены вперед, большой палец кисти направлен назад. Локоть направлен в сторону, для чего его необходимо подать вперед, но без движения и подъема плеч.
Движения рук.
Раскрытие рук в стороны (из положения на поясе) и перевод рук обратно на пояс.
Особое внимание при исполнении бальных танцев в русском стиле следует обратить на движения рук, для которых характерны плавные, широкие переводы из положения на талии в положение в сторону и обратно.
Раскрытие рук в сторону (во 2 позицию) и закрытие рук обратно на талию происходит через промежуточное положение рук - вперед (в 1 позиции).
Упражнения по раскрытию рук.
Музыка:
Музыкальный размер 2/4. Счет: 1-2
Исходное положение:
Ноги - в 1 позиции.
Руки - на талии (на поясе).
Упражнение 1. Движение одной рукой.
Такт, счет |
Описание движения |
1 такт
Счет: 1-2 |
Раскрыть правую руку в сторону:1- Открыть правую руку вперед (в 1 позицию). Локоть закруглен и направлен в сторону, кисть чуть повернута ладонью вверх. 2- Раскрыть правую руку в сторону (не полностью раскрытая 2 позиция). Локоть округлен и направлен назад. Кисть повернута ладонью вверх, ладонь плоская, все пальцы собраны. Голова слега поворачивается в сторону работающей руки, взгляд сопровождает движение руки. |
2 такт
Счет: 1-2 |
Перевести (закрыть) правую руку на талию:1- Перевести правую руку из положения - в сторону, в положение - вперед (в 1 позицию), кисть остается слегка повернутой ладонью вверх. 2- Плавно поставить правую руку на талию. Голова выравнивается, взгляд - прямо. |
Повторить эти движения левой рукой.
Упражнение 2. Движение двумя руками одновременно.
Такт, счет |
Описание движения |
1 такт
Счет: 1-2 |
Раскрыть обе руки в стороны:1- Открыть руки вперед (в 1 позицию). Локти закруглены и направлены в стороны, кисти чуть повернуты ладонями вверх. 2- Раскрыть руки в стороны (не полностью раскрытая 2 позиция). Локти округлены и направлены назад. Кисти повернуты ладонями вверх, ладони плоские, все пальцы собраны. |
2 такт
Счет: 1-2 |
Перевести (закрыть) обе руки на талию:1- Перевести руки из положения - в сторону, в положение - вперед (в 1 позицию), кисти остаются слегка повернутыми ладонями вверх. 2- Плавно поставить обе руки на талию. |
Характер движения рук плавный, фиксируются исходное положение на талии и положение рук в стороны.
При обратном движении рук (закрытии на талию) необходимо следить, чтобы, проходя через 1 позицию, кисти не поворачивались ладонями вниз.
Поклоны - приглашение на бальные танцы в русском стиле.
Музыка:
Музыкальный размер 2/4. Счет: 1-И-2-И
Исходное положение:
Партнеры стоят рядом, лицом в центр круга (девочка справа от мальчика).
Ноги – в 1 позиции.
Руки опущены вниз, вдоль корпуса.
Такт, счет |
Описание движения |
1 такт
Счет: 1-И-2-И |
Поклон мальчика:1- Шаг правой ногой вперед/в сторону (по диагонали) перед девочкой, с поворотом на подушечке правой ноги вправо на 180 град., лицом к девочке. Руки остаются опущенными вниз, вдоль корпуса. И- Шаг левой ногой в сторону, влево (в положении - лицом к девочке). Приподнять голову. 2- Приставить правую ногу к левой ноге в 1 позицию и выполнить мягкий и неспешный поклон головой. И- Поднять голову. Руки вдоль корпуса. Ноги - в 1 позиции. |
2 такт
Счет: 1-И-2-И |
Поклон девочки:1- Шаг правой ногой в сторону, вправо. Руки остаются опущенными вниз, вдоль корпуса. Приподнять голову. И- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию. Голова приподнята. 2- Выполнить мягкий и сдержанный поклон головой с небольшим наклоном корпуса вперед. Взгляд опускается вниз, в пол. Руки мягко удерживаются вдоль корпуса. Ноги выпрямлены в коленях. И- Выпрямить корпус и поднять голову. Руки вдоль корпуса. Ноги - в 1 позиции. Следить за тем, чтобы при корпусном наклоне девочки спина была прямая, плечи отведены назад. |
Характер поведения партнеров в бальных танцах в русском стиле.
При исполнении танца взгляд партнера, как правило, обращен на партнершу, кроме тех случаев, когда необходимо подчеркнуть движение руки в сторону поворотом головы и корпуса.
Партнерша должна быть очень скромна и сдержана, особенно в медленных танцах, взгляд ее отведен от партнера в сторону и может быть немного опущен.
Литература
- "Новые бальные танцы". Сборник. Изд. Советская Россия, М., 1969 г. Составитель Л.Г. Степанова.
- "Новые бальные танцы". Методическое пособие. Ленинград, 1974 г.
- "Техника основных шагов и движений бальных танцев в русском народном стиле". Учебное пособие. для учащихся и педагогов. Тольятти. 2016 г.
Видео к танцевальным движениям в русском стиле
В качестве примеров правильной техники русских танцев в видеозапаисях представлены фрагменты мастер-класса по русскому народному танцу солистов и балетмейстеров Государственного Ансамбля песни и танца Дома Офицеров Западного Военного Округа "Белые Ночи" Малегиных Евгения и Дарьи. (Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2013-2014 учебный год.).
Необходимо отметить, что при исполнении бальных танцев, сохраняя основную стилистику движений русского народного танца, выполнять все движения следует значительно сдержанней и мягче.