Автор танца - Н.Л. Гавликовский
Время создания танца - конец XIX в. — начало XX в.
Краковяк - польский народный танец. Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В 14 в. Краковяк распространился в шляхетской среде, был одним из самых популярных танцев Польши. В старину Краковяк танцевали только мужчины, позднее – мужчина в паре с женщиной.
На основе характерных народных движений этого танца русский балетмейстер Н.Л. Гавликовский создал отечественный бальный танец.
Гавликовский построил композицию, соединяющую характерные элементы танца Краковяк с Вальсом. Некоторое время композиция Гавликовского имела собственное название – "Варшавянка".
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 12-13 лет.
Музыка:
Музыкальный размер - 2/4.
Темп умеренно-быстрый.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Запись танца – Ивановой Е.И.
Основные танцевальные элементы и движения танца:
Основные танцевальные элементы необходимо тщательно изучить до начала разучивания всей композиции.
Композиция танца.
Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения и состоит из 2-ух фигур по 8 тактов каждая.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (8 тактов) включает в себя "па де баск" (4 такта) и "проходку" (танцевальные шаги) по линии танца и против линии танца (4 такта).
Композиция допускает замену "проходки" на "двойной голубец с тройным притопом", также исполняемый в продвижении по линии танца и против линии танца.
Возможно также сочетание "проходки" - по линии танца и "двойного голубца с тройным притопом" - против линии танца.
ВТОРАЯ ФИГУРА (8 тактов) - 4 тура Вальса (4 полных вальсовых поворота), исполняемые в музыкальном размере 2/4.
Исходное положение:
Партнеры стоят рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).
Ноги – в 3 позиции: у мальчика левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.
Корпус мальчика слегка повернут вправо (по диагонали от центра по линии танца), корпус девочки слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца).
Голова мальчика немного наклонена налево, девочки – направо. Взгляд друг на друга.
Правая рука мальчика и левая рука девочки отведены в сторону (против линии танца) и соединены на уровне 2 позиции.
Свободные левая рука мальчика и правая рука девочки - на талии.
Мальчик начинает танец с левой ноги.
Девочка начинает танец с правой ноги.
Такт, счет |
Описание движения |
  | ПЕРВАЯ ФИГУРА (1-8 такты) |
  | 1 часть первой фигуры (1-4 такты) |
1 такт
Счет: И-1-И-2 |
"Па де баск" на месте (без продвижения).
Мальчик выполняет па де баск с левой ноги, девочка - с правой ноги. Корпусы партнеров разворачиваются друг от друга: мальчик – влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца), девочка - вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца). Голова мальчика слегка наклоняется направо (к правому плечу), голова девочки - налево (к левому плечу). Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Положение свободных рук не меняется.). |
2 такт
Счет: И-3-И-4 |
"Па де баск" на месте (без продвижения).
Мальчик выполняет па де баск с правой ноги, девочка - с левой ноги. Партнеры поворачиваются в исходное положение: мальчик - вправо (по диагонали от центра по линии танца), девочка - влево (по диагонали к центру по линии танца). Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем переводятся в сторону в исходное положение. (Положение свободных рук не меняется.) |
3-4 такты | Повторение движений 1-2 тактов. |
  | 2 часть первой фигуры (5-8 такты)Первый вариант:
5-6 такты - "Проходка" по линии танца 7-8 такты - "Проходка" против линии танца |
5-6 такты
Счет: 1-2-3-4 |
"Проходка" по линии танца.
Счет 1-2-3- Поворачиваясь лицом по линии танца, партнеры исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой. С первым шагом соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Свободные руки остаются на талии.) Головы - прямо, взгляд - вперед. Счет 4- Танцующие исполняют притоп (приставка ноги в 1 позицию с мягким ударом в пол): мальчик - притоп правой ногой, девочка - притоп левой ногой. При этом вес не переносится на приставляемую ногу, а остается у мальчика - на левой ноге, у девочки - на правой. Исполняя притоп, мальчик делает полповорота вправо на левой ноге, девочка - полповорота влево на правой ноге (через положение - лицом друг к другу), оказываясь лицом против линии танца. Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. После поворота партнеров соединенные руки оказываются перед корпусами танцующих. (Положение свободных рук не меняется.) Допускается на счет 4 (вместе с поворотом на опорной ноге) сделать свободной ногой не притоп, а «флик» - лёгкий скользящий мазок по полу подушечкой стопы вперед от опорной ноги, с выведением ноги вперед на носок (против линии танца), не отрывая ее от пола: мальчик - правой ногой, девочка - левой. |
7-8 такты
Счет: 1-2-3-4 |
"Проходка" против линии танца.
Счет 1-2- Партнеры исполняют два танцевальных шага вперед против линии танца: мальчик начинает с правой ноги, девочка - с левой. Счет 3- Поворачиваясь лицом друг к другу, партнеры делают шаг в сторону (против линии танца), слегка приближаясь друг к другу: мальчик - правой ногой, девочка - левой. Счет 4- Танцующие приставляют свободную ногу в 3 позицию: мальчик приставляет левую ногу спереди, девочка - правую ногу спереди. (Вес корпуса на приставляемую ногу не переносится.) Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения классического вальса. |
  | 2 часть первой фигуры (5-8 такты)Второй вариант:
5-6 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" по линии танца 7-8 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца |
5-6 такты
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 |
"Двойной па голубец с тройным притопом" по линии танца.
В конце 4-ого такта (после исполнения движения "па де баск"), партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Соединенные руки направлены в сторону (против линии танца), свободные руки - на талии. Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, продвигаясь по линии танца. Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, также продвигаясь по линии танца. |
7-8 такты
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 |
"Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца.
Также в позиции лицом друг к другу, не меняя положения рук: Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, продвигаясь против линии танца. Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, также продвигаясь против линии танца. На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги. Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения вальса. (Ноги в 3 позиции: у мальчика левая нога спереди, у девочки - правая.) |
  | 2 часть первой фигуры (5-8 такты)Третий вариант (совмещенный):
5-6 такты - "Проходка" по линии танца 7-8 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца |
5-6 такты
Счет: 1-2-3-4 |
"Проходка" по линии танца.
Счет 1-2-3- После 4-ого такта танцующие поворачиваются лицом по линии танца и исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой. Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. Счет 4- Танцующие исполняют притоп: мальчик - правой ногой, девочка - левой ногой. Исполняя притоп, партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Вес на приставляемую ногу не переносится. Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. Свободные руки остаются на талии. |
7-8 такты
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 |
"Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца.
В позиции лицом друг к другу: Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, продвигаясь против линии танца. Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, также продвигаясь против линии танца. На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги. Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения вальса. (Ноги в 3 позиции: у мальчика левая нога спереди, у девочки - правая.) |
  | ВТОРАЯ ФИГУРА (9-16 такты) |
9-16 такты | В закрытой позиции классических бальных танцев танцующие исполняют четыре полных тура вальса (вальсовых поворотов вправо) в музыкальном размере 2/4, продвигаясь по линии танца.
В конце 16 такта танцующие принимают исходное положение танца, для повторения композиции. |
Замечания к танцу
- Танец исполняется весело, темпераментно.
- "Проходка" (танцевальные шаги вдоль линии танца) исполняется энергично.
- Горделивая осанка сохраняется в течение всего танца.
- Следует точно соблюдать положение корпуса и рук в первой части танца.
- В первой фигуре танца переход из одной позы в другую должен быть плавным, но конечное положение необходимо фиксировать.
Литература
- "Руководство для изучения танцев". Гавликовский Н.Л. Издание 4-е, испр., Изд. Лань, Планета музыки, СПб, 2010 г.
- "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
- "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
- "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1972 г.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
- "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
- "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление и общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
- "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.
Видео к танцу "Краковяк"
Композиция танца представлена в трех видеозаписях с разными вариантами 2-ой части 1-ой фигуры танца.
1) Композиция танца с 1-ым вариантом 2-ой части - с "проходкой".
Запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.
2) Композиция танца со 2-ым вариантом 2-ой части - с "двойными голубцами с тройным притопом".
Запись выполнена в 2014 г. на семинаре Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
3) Композиция танца с 3-им вариантом 2-ой части - с "проходкой" и "двойным голубцем с тройным притопом".
Запись выполнена в 2008 г. на танцевальном празднике в школе № 90 Выборгского района СПб.
Музыкальное сопровождение
Музыка для исполнения танца "Краковяк" (доступно для скачивания):