Классические бальные танцы

Танец «Краковяк»

Автор танца - Н.Л. Гавликовский

Время создания танца - конец XIX в. — начало XX в.

Краковяк - польский народный танец. Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В 14 в. Краковяк распространился в шляхетской среде, был одним из самых популярных танцев Польши. В старину Краковяк танцевали только мужчины, позднее – мужчина в паре с женщиной.

На основе характерных народных движений этого танца русский балетмейстер Н.Л. Гавликовский создал отечественный бальный танец.

Гавликовский построил композицию, соединяющую характерные элементы танца Краковяк с Вальсом. Некоторое время композиция Гавликовского имела собственное название – "Варшавянка".

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 12-13 лет.

Музыка:

Музыкальный размер - 2/4.

Темп умеренно-быстрый.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Запись танца – Ивановой Е.И.

Основные танцевальные элементы и движения танца:

Основные танцевальные элементы необходимо тщательно изучить до начала разучивания всей композиции.

Композиция танца.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения и состоит из 2-ух фигур по 8 тактов каждая.

ПЕРВАЯ ФИГУРА (8 тактов) включает в себя "па де баск" (4 такта) и "проходку" (танцевальные шаги) по линии танца и против линии танца (4 такта).

Композиция допускает замену "проходки" на "двойной голубец с тройным притопом", также исполняемый в продвижении по линии танца и против линии танца.

Возможно также сочетание "проходки" - по линии танца и "двойного голубца с тройным притопом" - против линии танца.

ВТОРАЯ ФИГУРА (8 тактов) - 4 тура Вальса (4 полных вальсовых поворота), исполняемые в музыкальном размере 2/4.

Исходное положение:

Партнеры стоят рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).

Ноги – в 3 позиции: у мальчика левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.

Корпус мальчика слегка повернут вправо (по диагонали от центра по линии танца), корпус девочки слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца).

Голова мальчика немного наклонена налево, девочки – направо. Взгляд друг на друга.

Правая рука мальчика и левая рука девочки отведены в сторону (против линии танца) и соединены на уровне 2 позиции.

Свободные левая рука мальчика и правая рука девочки - на талии.

Мальчик начинает танец с левой ноги.

Девочка начинает танец с правой ноги.

Такт, счет   
Описание движения
 
ПЕРВАЯ ФИГУРА (1-8 такты)
 
1 часть первой фигуры (1-4 такты)
1 такт

Счет:

И-1-И-2

"Па де баск" на месте (без продвижения).

Мальчик выполняет па де баск с левой ноги, девочка - с правой ноги.

Корпусы партнеров разворачиваются друг от друга: мальчик – влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца), девочка - вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца).

Голова мальчика слегка наклоняется направо (к правому плечу), голова девочки - налево (к левому плечу).

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Положение свободных рук не меняется.).

2 такт

Счет:

И-3-И-4

"Па де баск" на месте (без продвижения).

Мальчик выполняет па де баск с правой ноги, девочка - с левой ноги.

Партнеры поворачиваются в исходное положение: мальчик - вправо (по диагонали от центра по линии танца), девочка - влево (по диагонали к центру по линии танца).

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем переводятся в сторону в исходное положение. (Положение свободных рук не меняется.)

3-4 такты

Повторение движений 1-2 тактов.
 
2 часть первой фигуры (5-8 такты)

Первый вариант:

5-6 такты - "Проходка" по линии танца

7-8 такты - "Проходка" против линии танца

5-6 такты

Счет:

1-2-3-4

"Проходка" по линии танца.

Счет 1-2-3- Поворачиваясь лицом по линии танца, партнеры исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой.

С первым шагом соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Свободные руки остаются на талии.)

Головы - прямо, взгляд - вперед.

Счет 4- Танцующие исполняют притоп (приставка ноги в 1 позицию с мягким ударом в пол): мальчик - притоп правой ногой, девочка - притоп левой ногой. При этом вес не переносится на приставляемую ногу, а остается у мальчика - на левой ноге, у девочки - на правой.

Исполняя притоп, мальчик делает полповорота вправо на левой ноге, девочка - полповорота влево на правой ноге (через положение - лицом друг к другу), оказываясь лицом против линии танца.

Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. После поворота партнеров соединенные руки оказываются перед корпусами танцующих. (Положение свободных рук не меняется.)

Допускается на счет 4 (вместе с поворотом на опорной ноге) сделать свободной ногой не притоп, а «флик» - лёгкий скользящий мазок по полу подушечкой стопы вперед от опорной ноги, с выведением ноги вперед на носок (против линии танца), не отрывая ее от пола: мальчик - правой ногой, девочка - левой.

7-8 такты

Счет:

1-2-3-4

"Проходка" против линии танца.

Счет 1-2- Партнеры исполняют два танцевальных шага вперед против линии танца: мальчик начинает с правой ноги, девочка - с левой.

Счет 3- Поворачиваясь лицом друг к другу, партнеры делают шаг в сторону (против линии танца), слегка приближаясь друг к другу: мальчик - правой ногой, девочка - левой.

Счет 4- Танцующие приставляют свободную ногу в 3 позицию: мальчик приставляет левую ногу спереди, девочка - правую ногу спереди. (Вес корпуса на приставляемую ногу не переносится.)

Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения классического вальса.

 
2 часть первой фигуры (5-8 такты)

Второй вариант:

5-6 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" по линии танца

7-8 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца

5-6 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

"Двойной па голубец с тройным притопом" по линии танца.

В конце 4-ого такта (после исполнения движения "па де баск"), партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Соединенные руки направлены в сторону (против линии танца), свободные руки - на талии.

Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, продвигаясь по линии танца.

Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, также продвигаясь по линии танца.

7-8 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

"Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца.

Также в позиции лицом друг к другу, не меняя положения рук:

Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, продвигаясь против линии танца.

Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.

На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.

Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения вальса. (Ноги в 3 позиции: у мальчика левая нога спереди, у девочки - правая.)

 
2 часть первой фигуры (5-8 такты)

Третий вариант (совмещенный):

5-6 такты - "Проходка" по линии танца

7-8 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца

5-6 такты

Счет:

1-2-3-4

"Проходка" по линии танца.

Счет 1-2-3- После 4-ого такта танцующие поворачиваются лицом по линии танца и исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой.

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции.

Счет 4- Танцующие исполняют притоп: мальчик - правой ногой, девочка - левой ногой.

Исполняя притоп, партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Вес на приставляемую ногу не переносится.

Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. Свободные руки остаются на талии.

7-8 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

"Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца.

В позиции лицом друг к другу:

Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, продвигаясь против линии танца.

Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.

На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.

Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения вальса. (Ноги в 3 позиции: у мальчика левая нога спереди, у девочки - правая.)

 
ВТОРАЯ ФИГУРА (9-16 такты)
9-16 такты В закрытой позиции классических бальных танцев танцующие исполняют четыре полных тура вальса (вальсовых поворотов вправо) в музыкальном размере 2/4, продвигаясь по линии танца.

В конце 16 такта танцующие принимают исходное положение танца, для повторения композиции.

Замечания к танцу

  • Танец исполняется весело, темпераментно.
  • "Проходка" (танцевальные шаги вдоль линии танца) исполняется энергично.
  • Горделивая осанка сохраняется в течение всего танца.
  • Следует точно соблюдать положение корпуса и рук в первой части танца.
  • В первой фигуре танца переход из одной позы в другую должен быть плавным, но конечное положение необходимо фиксировать.

Литература

  1. "Руководство для изучения танцев". Гавликовский Н.Л. Издание 4-е, испр., Изд. Лань, Планета музыки, СПб, 2010 г.
  2. "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
  3. "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
  4. "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  5. "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1972 г.
  6. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  7. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
  8. "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление и общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
  9. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  10. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.

Видео к танцу "Краковяк"

Композиция танца представлена в трех видеозаписях с разными вариантами 2-ой части 1-ой фигуры танца.

1) Композиция танца с 1-ым вариантом 2-ой части - с "проходкой".

Запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

2) Композиция танца со 2-ым вариантом 2-ой части - с "двойными голубцами с тройным притопом".

Запись выполнена в 2014 г. на семинаре Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

3) Композиция танца с 3-им вариантом 2-ой части - с "проходкой" и "двойным голубцем с тройным притопом".

Запись выполнена в 2008 г. на танцевальном празднике в школе № 90 Выборгского района СПб.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Краковяк" (доступно для скачивания):

Краковяк - вариант 1

Краковяк - вариант 2

Краковяк - вариант 3