Классические бальные танцы

Фигурная полька

Автор - И.Н. Кусов.

Фигурная полька — отечественный бальный танец, созданный Иваном Кусовым, автором также таких классических бальных танцев, как:

- Русский бальный

- Вальс-гавот

- Полонез-мазурка

- Большой фигурный вальс

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 14-16 лет.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4, темп 58-60 тактов в минуту.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Запись танца Ивановой Е.И.

Основные танцевальные элементы и движения танца:

  • Па польки вперед, назад, в повороте.
  • Па галопа (боковой галоп).
  • "Ножницы" ногами - небольшой прыжок (перескок) с одной ноги на другую, с поочередным выносом свободной ноги вперед на носок. Оттянутый носок свободной ноги касается пола, колено выпрямлено.
  • Притоп - легкий удар стопой в пол, при котором вся ступня полностью встает на паркет. Перед притопом (на затакт) надо, согнув колено, немного приподнять ногу над полом. Затем (на музыкальный удар) надо поставить ногу рядом с опорной ногой на всю ступню с небольшим ударом ступней в пол.

Композиция танца.

Фигурная полька - танец, основанный на движениях польки и галопа.

Танец состоит из четырех частей, каждая - по 8 тактов.

Вся композиция танца занимает 32 такта музыкального сопровождения.

Исходное положение:

Танцующие стоят по кругу парами лицом друг к другу, юноша – спиной к центру, девушка - лицом к центру.

Ноги – в 3 позиции: у юноши левая нога спереди, у девушки - правая.

Руки - соединены во 2 позиции, локти округлены.

Позиция кистей соединенных рук партнеров – "за пальчики". (Пальчики девушки лежат на пальчиках юноши, кончики пальцев рук девушки направлены в центр ладоней рук юноши. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами: юноша своим большим пальцем придерживает пальцы девушки сверху, а девушка своим большим пальцем придерживает пальцы юноши снизу.)

Юноша начинает движение с левой ноги.

Девушка начинает движение с правой ноги.

Такт, счет   
Описание движения
 

Первая часть (1-8 такты)

1 такт

Счет:

И-1-И-2-И

Два движения галопа - по линии танца.

Танцующие исполняют в паре два па галопа (боковой галоп), продвигаясь по линии танца: юноша - с левой ноги, девушка - с правой ноги.

Перед началом движения - на первый счет "И" (затакт 1 такта) вывести ногу в сторону на носок (юноша - левую, девушка - правую).

При исполнении галопа головы танцоров поворачиваются в сторону движения (у юноши - влево, у девушки - вправо).

На последний счет "И" (затакт 2 такта) танцующие заканчивают исполнение движений галопа в позиции:

- ЮНОША стоит на правой ноге, свободная левая нога отведена в сторону на носок,

- ДЕВУШКА стоит на левой ноге, свободная правая нога отведена в сторону на носок.

2 такт

Счет:

3-4

Шаг в сторону и притоп.

ЮНОША делает шаг левой ногой в сторону (по линии танца) и притоп правой ногой, ставя ее в 3 позицию спереди. Правая нога остается без веса.

ДЕВУШКА делает шаг правой ногой в сторону (по линии танца) и притоп левой ногой, ставя ее в 3 позицию спереди. Левая нога остается без веса.

Позиции корпуса и рук не меняются.

3-4 такты

Счет:

И-1-И-2-И

3-4

Повтор движений 1-2 тактов - против линии танца.

Партнеры повторяют движения 1-2 тактов, продвигаясь теперь против линии танца: юноша - с правой ноги, девушка - с левой ноги.

На счет 4 юноша делает притоп левой ногой, а девушка - правой, ставя ногу в 3 позицию спереди, не перенося на нее вес корпуса.

В конце 4 такта партнеры стоят в 3 позиции, у юноши левая нога впереди, у девушки - правая.

5-6 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

Два движения польки, продвигаясь к центру.

Не разъединяя рук, танцующие исполняют 2 раза па польки, продвигаясь к центру:

- ЮНОША исполняет 2 раза па польки НАЗАД (спиной к центру), начиная с левой ноги,

- ДЕВУШКА исполняет 2 раза па польки ВПЕРЁД (к центру), начиная с правой ноги.

Первое па польки танцующие исполняют с небольшим поворотом корпуса влево (правыми плечами - друг к другу). Поворот головы и взгляд - друг не друга.

Второе па польки танцующие исполняют с небольшим поворотом корпуса вправо (левыми плечами - друг к другу). Поворот головы и взгляд - друг не друга.

При поворотах корпуса естественным образом немного меняется положение соединенных рук.

7-8 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

Два движения польки, продвигаясь от центра.

Не разъединяя рук, танцующие исполняют 2 раза па польки, продвигаясь от центра:

- ЮНОША исполняет 2 разапа польки ВПЕРЁД (от центра), начиная с левой ноги,

- ДЕВУШКА исполняет 2 раза па польки НАЗАД (спиной к стене), начиная с правой ноги.

Первое па польки танцующие исполняют с небольшим поворотом корпуса вправо (левыми плечами - друг к другу). Поворот головы и взгляд - друг не друга.

Второе па польки танцующие исполняют с небольшим поворотом корпуса влево (правыми плечами - друг к другу). Поворот головы и взгляд - друг не друга.

При поворотах корпуса естественным образом немного меняется положение соединенных рук.

 

Вторая часть (9-16 такты)

9-16 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

и т.д.

Па польки в повороте вправо в паре.

Танцующие меняют позицию в паре на закрытую позицию для классических бальных танцев. У юноши свободна левая нога, у девушки - правая.

В закрытой позиции партнеры исполняют в паре 8 раз па польки в повороте вправо (4 полных поворота), продвигаясь по линии танца. Юноша начинает с левой ноги, девушка - с правой ноги.

При выполнении движения головы партнеров поворачиваются в сторону ноги, исполняющей первый шаг польки.

Танцующие заканчивают исполнение движений в позиции:

- ЮНОША - спиной к центру, стоит на правой ноге, левая нога - в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги,

- ДЕВУШКА - лицом к центру, стоит на левой ноге, правая нога - в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди опорной левой ноги.

Партнеры вновь соединяют руки во 2 позиции, как в исходном положении танца. И поворачивают корпус вполоборота влево, правыми плечами друг к другу. Головы повернуты направо и чуть наклонены к левому плечу. Взгляд – друг на друга.

 

Третья часть (17-24 такты)

17-18 такты

Счет:

И-1-2

И-3-4

и т.д.

Движение - "ножницы" в ритме "медленно-медленно" (с паузами).

Танцующие исполняют ногами движение "ножницы": небольшие прыжки (перескоки) с одной ноги на другую, с поочередным выносом свободной ноги вперед на носок. Оттянутый носок свободной ноги опускается на пол, колено выпрямлено.

Корпус при исполнении движения остается в вертикальном положении.

Юноша начинает с выведения вперед на носок левой ноги, девушка - правой ноги.

17 такт:

Счет И- небольшой прыжок на опорной ноге. После прыжка опорная нога смягчается в колене.

Счет 1- свободная нога выводится вперед на носок, в направлении - по диагонали влево, оттянутый носок опускается на пол, нога выпрямлена в колене.

ЮНОША исполняет прыжок на правой ноге, выводя вперед на носок левую ногу (левая нога выпрямлена, правая нога смягчена в колене).

ДЕВУШКА исполняет прыжок на левой ноге, выводя вперед на носок правую ногу (правая нога выпрямлена, левая нога смягчена в колене).

18 такт:

Счет И- с небольшим прыжком перескочить на другую ногу, опорная нога смягчается в колене.

Счет 3- свободную ногу вывести вперед на носок, в направлении - по диагонали влево, оттянутый носок опускается на пол, нога выпрямлена в колене.

ЮНОША перескакивает на левую ногу, выводя вперед на носок правую ногу (правая нога выпрямлена, левая нога смягчена в колене),

ДЕВУШКА перескакивает на правую ногу, выводя вперед на носок левую ногу (левая нога выпрямлена, правая нога смягчена в колене).

Счет 4- пауза.

19 такт

Счет:

И-5-И-6

Движение - "ножницы" в ритме "быстро-быстро" (без пауз).

Юноша опять начинает с выведения вперед на носок (в направлении - по диагонали влево) левой ноги, девушка - правой ноги.

Счет И-5:

- ЮНОША перескакивает на правую ногу и выводит вперед на носок левую ногу,

- ДЕВУШКА перескакивает на левую ногу и выводит вперед на носок правую ногу.

Счет И-6:

- ЮНОША перескакивает на левую ногу, и выводит вперед на носок правую ногу,

- ДЕВУШКА перескакивает на правую ногу и выводит вперед на носок левую ногу.

20 такт

Счет:

И-7-И-8

"Тройной притоп" на месте.

Партнеры исполняют "тройной притоп" на месте:

Счет И- (затакт) - подтянуть выведенную вперед ногу к опорной ноге.

Счет 7-И-8- выполнить "тройной притоп" на месте. Во время притопа колени смягчены.

ЮНОША подтягивает правую ногу и исполняет притопы: правой ногой, левой ногой, правой ногой. Освободившаяся левая нога чуть приподнимается над полом.

ДЕВУШКА - подтягивает левую ногу и исполняет притопы: левой ногой, правой ногой, левой ногой. Освободившаяся правая нога чуть приподнимается над полом.

Во время притопов партнеры меняют диагональное положение: поворачивают корпус вполоборота вправо, левыми плечами друг к другу.

Головы поворачиваются налево и чуть наклоняются к правому плечу. Взгляд – друг на друга.

21-23 такты Повтор движений 17-19 тактов.

В новом положении (поворот корпуса вполоборота вправо, левыми плечами друг к другу) партнеры полностью повторяют движения 17-19 тактов - "ножницы" в ритме "медленно-медленно" (с паузами) и "быстро-быстро" (без пауз), выводя ноги вперед на носок, уже в направлении - по диагонали вправо.

24 такт Повтор движений 20 такта.

Партнеры повторяют "тройной притоп" на месте:

- ЮНОША - правой ногой, левой ногой, правой ногой. Освободившаяся левая нога чуть приподнимается над полом.

- ДЕВУШКА - левой ногой, правой ногой, левой ногой. Освободившаяся правая нога чуть приподнимается над полом.

Во время этого "тройного притопа" партнеры принимают новую позицию для исполнения следующей фигуры:

Соединенные левая рука юноши и правая рука девушки поднимаются в 3 поз.

Правая рука юноши и левая рука девушки разъединяются и переходят в бальную позицию.

Юноша разворачивает корпус по диагонали к стене (по линии танца), а девушка - по диагонали к центру (по линии танца).

У юноши свободна левая нога, у девушки - правая.

 

Четвертая часть (25-32 такты)

25-27 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

И-5-И-6

Сольные повороты девушки вправо.

ЮНОША исполняет 3 раза па польки ВПЕРЕД, начиная с левой ноги, продвигаясь по линии танца, и ведя при этом девушку своей левой рукой справа и немного впереди себя.

ДЕВУШКА под соединенными руками, поднятыми в 3 поз., исполняет 3 раза па польки В ПОВОРОТЕ ВПРАВО, начиная с правой ноги и продвигаясь вперед по линии танца. За 3 такта девушка выполняет один полный поворот вправо.

28 такт

Счет:

7-8

"Двойной притоп" на месте.

Останавливаясь в положении - лицом друг к другу (юноша – спиной к центру, девушка - лицом к центру) и вновь соединив обе руки во 2 позиции, партнеры исполняют "двойной притоп" на месте:

- ЮНОША - правой ногой, левой ногой. Освободившаяся правая нога чуть приподнимается над полом.

- ДЕВУШКА - левой ногой, правой ногой. Освободившаяся левая нога чуть приподнимается над полом.

В конце "двойного притопа" партнеры меняют позицию:

Соединенные правая рука юноши и левая рука девушки поднимаются в 3 поз.

Левая рука юноши и правая рука девушки разъединяются и переходят в бальную позицию.

Юноша разворачивает корпус по диагонали к стене (против линии танца), а девушка - по диагонали к центру (против линии танца).

У юноши свободна правая нога, у девушки - левая.

29-31 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

И-5-И-6

Сольные повороты девушки влево.

ЮНОША исполняет 3 раза па польки ВПЕРЕД, начиная с правой ноги, продвигаясь против линии танца, и ведя при этом девушку своей правой рукой слева и немного впереди себя.

ДЕВУШКА под соединенными поднятыми руками исполняет 3 раза па польки В ПОВОРОТЕ ВЛЕВО, начиная с левой ноги и продвигаясь вперед против линии танца. За 3 такта девушка выполняет один полный поворот влево.

32 такт

Счет:

7-8

"Двойной притоп" на месте.

Останавливаясь в положении - лицом друг к другу (юноша – спиной к центру, девушка - лицом к центру) и вновь соединив обе руки во 2 позиции, партнеры исполняют "двойной притоп" на месте:

- ЮНОША - левой ногой, правой ногой. Освободившаяся левая нога чуть приподнимается над полом.

- ДЕВУШКА - правой ногой, левой ногой. Освободившаяся правая нога чуть приподнимается над полом.

Партнеры возвратились в исходное положение танца и могут начинать всю композицию сначала.

Литература

  1. "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Е. Константинова. Изд. Музыка, Л., 1964 г.
  2. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.

Видео к танцу "Фигурная полька"

На видеозаписях отдельные фигуры танца (под счет) демонстрируют преподаватели бальных танцев КОРОТКОВА Н.Ф. и ПЕТРОВА М.Г. Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев в СПб ГДТЮ.

Полная композиция танца представлена в двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

Вторая запись выполнена в 2016 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Фигурная полька" (доступно для скачивания):

Фигурная полька - вариант 1

Фигурная полька - вариант 2

Фигурная полька - вариант 3