Автор - И.Н. Кусов.
Фигурная полька — отечественный бальный танец, созданный Иваном Кусовым, автором также таких классических бальных танцев, как:
- Русский бальный
- Вальс-гавот
- Полонез-мазурка
- Большой фигурный вальс
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 14-16 лет.
Музыка:
Музыкальный размер 2/4, темп 58-60 тактов в минуту.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Запись танца Ивановой Е.И.
Основные танцевальные элементы и движения танца:
- Па польки вперед, назад, в повороте.
- Па галопа (боковой галоп).
- "Ножницы" ногами - небольшой прыжок (перескок) с одной ноги на другую, с поочередным выносом свободной ноги вперед на носок. Оттянутый носок свободной ноги касается пола, колено выпрямлено.
- Притоп - легкий удар стопой в пол, при котором вся ступня полностью встает на паркет. Перед притопом (на затакт) надо, согнув колено, немного приподнять ногу над полом. Затем (на музыкальный удар) надо поставить ногу рядом с опорной ногой на всю ступню с небольшим ударом ступней в пол.
Композиция танца.
Фигурная полька - танец, основанный на движениях польки и галопа.
Танец состоит из четырех частей, каждая - по 8 тактов.
Вся композиция танца занимает 32 такта музыкального сопровождения.
Исходное положение:
Танцующие стоят по кругу парами лицом друг к другу, юноша – спиной к центру, девушка - лицом к центру.
Ноги – в 3 позиции: у юноши левая нога спереди, у девушки - правая.
Руки - соединены во 2 позиции, локти округлены.
Позиция кистей соединенных рук партнеров – "за пальчики". (Пальчики девушки лежат на пальчиках юноши, кончики пальцев рук девушки направлены в центр ладоней рук юноши. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами: юноша своим большим пальцем придерживает пальцы девушки сверху, а девушка своим большим пальцем придерживает пальцы юноши снизу.)
Юноша начинает движение с левой ноги.
Девушка начинает движение с правой ноги.
Такт, счет |
Описание движения |
  | Первая часть (1-8 такты) |
1 такт
Счет: И-1-И-2-И |
Два движения галопа - по линии танца.
Танцующие исполняют в паре два па галопа (боковой галоп), продвигаясь по линии танца: юноша - с левой ноги, девушка - с правой ноги. Перед началом движения - на первый счет "И" (затакт 1 такта) вывести ногу в сторону на носок (юноша - левую, девушка - правую). При исполнении галопа головы танцоров поворачиваются в сторону движения (у юноши - влево, у девушки - вправо). На последний счет "И" (затакт 2 такта) танцующие заканчивают исполнение движений галопа в позиции: - ЮНОША стоит на правой ноге, свободная левая нога отведена в сторону на носок, - ДЕВУШКА стоит на левой ноге, свободная правая нога отведена в сторону на носок. |
2 такт
Счет: 3-4 |
Шаг в сторону и притоп.
ЮНОША делает шаг левой ногой в сторону (по линии танца) и притоп правой ногой, ставя ее в 3 позицию спереди. Правая нога остается без веса. ДЕВУШКА делает шаг правой ногой в сторону (по линии танца) и притоп левой ногой, ставя ее в 3 позицию спереди. Левая нога остается без веса. Позиции корпуса и рук не меняются. |
3-4 такты
Счет: И-1-И-2-И 3-4 |
Повтор движений 1-2 тактов - против линии танца.
Партнеры повторяют движения 1-2 тактов, продвигаясь теперь против линии танца: юноша - с правой ноги, девушка - с левой ноги. На счет 4 юноша делает притоп левой ногой, а девушка - правой, ставя ногу в 3 позицию спереди, не перенося на нее вес корпуса. В конце 4 такта партнеры стоят в 3 позиции, у юноши левая нога впереди, у девушки - правая. |
5-6 такты
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 |
Два движения польки, продвигаясь к центру.
Не разъединяя рук, танцующие исполняют 2 раза па польки, продвигаясь к центру: - ЮНОША исполняет 2 раза па польки НАЗАД (спиной к центру), начиная с левой ноги, - ДЕВУШКА исполняет 2 раза па польки ВПЕРЁД (к центру), начиная с правой ноги. Первое па польки танцующие исполняют с небольшим поворотом корпуса влево (правыми плечами - друг к другу). Поворот головы и взгляд - друг не друга. Второе па польки танцующие исполняют с небольшим поворотом корпуса вправо (левыми плечами - друг к другу). Поворот головы и взгляд - друг не друга. При поворотах корпуса естественным образом немного меняется положение соединенных рук. |
7-8 такты
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 |
Два движения польки, продвигаясь от центра.
Не разъединяя рук, танцующие исполняют 2 раза па польки, продвигаясь от центра: - ЮНОША исполняет 2 разапа польки ВПЕРЁД (от центра), начиная с левой ноги, - ДЕВУШКА исполняет 2 раза па польки НАЗАД (спиной к стене), начиная с правой ноги. Первое па польки танцующие исполняют с небольшим поворотом корпуса вправо (левыми плечами - друг к другу). Поворот головы и взгляд - друг не друга. Второе па польки танцующие исполняют с небольшим поворотом корпуса влево (правыми плечами - друг к другу). Поворот головы и взгляд - друг не друга. При поворотах корпуса естественным образом немного меняется положение соединенных рук. |
  | Вторая часть (9-16 такты) |
9-16 такты
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 и т.д. |
Па польки в повороте вправо в паре.
Танцующие меняют позицию в паре на закрытую позицию для классических бальных танцев. У юноши свободна левая нога, у девушки - правая. В закрытой позиции партнеры исполняют в паре 8 раз па польки в повороте вправо (4 полных поворота), продвигаясь по линии танца. Юноша начинает с левой ноги, девушка - с правой ноги. При выполнении движения головы партнеров поворачиваются в сторону ноги, исполняющей первый шаг польки. Танцующие заканчивают исполнение движений в позиции: - ЮНОША - спиной к центру, стоит на правой ноге, левая нога - в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги, - ДЕВУШКА - лицом к центру, стоит на левой ноге, правая нога - в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди опорной левой ноги. Партнеры вновь соединяют руки во 2 позиции, как в исходном положении танца. И поворачивают корпус вполоборота влево, правыми плечами друг к другу. Головы повернуты направо и чуть наклонены к левому плечу. Взгляд – друг на друга. |
  | Третья часть (17-24 такты) |
17-18 такты
Счет: И-1-2 И-3-4 и т.д. |
Движение - "ножницы" в ритме "медленно-медленно" (с паузами).
Танцующие исполняют ногами движение "ножницы": небольшие прыжки (перескоки) с одной ноги на другую, с поочередным выносом свободной ноги вперед на носок. Оттянутый носок свободной ноги опускается на пол, колено выпрямлено. Корпус при исполнении движения остается в вертикальном положении. Юноша начинает с выведения вперед на носок левой ноги, девушка - правой ноги. 17 такт: Счет И- небольшой прыжок на опорной ноге. После прыжка опорная нога смягчается в колене. Счет 1- свободная нога выводится вперед на носок, в направлении - по диагонали влево, оттянутый носок опускается на пол, нога выпрямлена в колене. ЮНОША исполняет прыжок на правой ноге, выводя вперед на носок левую ногу (левая нога выпрямлена, правая нога смягчена в колене). ДЕВУШКА исполняет прыжок на левой ноге, выводя вперед на носок правую ногу (правая нога выпрямлена, левая нога смягчена в колене). 18 такт: Счет И- с небольшим прыжком перескочить на другую ногу, опорная нога смягчается в колене. Счет 3- свободную ногу вывести вперед на носок, в направлении - по диагонали влево, оттянутый носок опускается на пол, нога выпрямлена в колене. ЮНОША перескакивает на левую ногу, выводя вперед на носок правую ногу (правая нога выпрямлена, левая нога смягчена в колене), ДЕВУШКА перескакивает на правую ногу, выводя вперед на носок левую ногу (левая нога выпрямлена, правая нога смягчена в колене). Счет 4- пауза. |
19 такт
Счет: И-5-И-6 |
Движение - "ножницы" в ритме "быстро-быстро" (без пауз).
Юноша опять начинает с выведения вперед на носок (в направлении - по диагонали влево) левой ноги, девушка - правой ноги. Счет И-5: - ЮНОША перескакивает на правую ногу и выводит вперед на носок левую ногу, - ДЕВУШКА перескакивает на левую ногу и выводит вперед на носок правую ногу. Счет И-6: - ЮНОША перескакивает на левую ногу, и выводит вперед на носок правую ногу, - ДЕВУШКА перескакивает на правую ногу и выводит вперед на носок левую ногу. |
20 такт
Счет: И-7-И-8 |
"Тройной притоп" на месте.
Партнеры исполняют "тройной притоп" на месте: Счет И- (затакт) - подтянуть выведенную вперед ногу к опорной ноге. Счет 7-И-8- выполнить "тройной притоп" на месте. Во время притопа колени смягчены. ЮНОША подтягивает правую ногу и исполняет притопы: правой ногой, левой ногой, правой ногой. Освободившаяся левая нога чуть приподнимается над полом. ДЕВУШКА - подтягивает левую ногу и исполняет притопы: левой ногой, правой ногой, левой ногой. Освободившаяся правая нога чуть приподнимается над полом. Во время притопов партнеры меняют диагональное положение: поворачивают корпус вполоборота вправо, левыми плечами друг к другу. Головы поворачиваются налево и чуть наклоняются к правому плечу. Взгляд – друг на друга. |
21-23 такты | Повтор движений 17-19 тактов.
В новом положении (поворот корпуса вполоборота вправо, левыми плечами друг к другу) партнеры полностью повторяют движения 17-19 тактов - "ножницы" в ритме "медленно-медленно" (с паузами) и "быстро-быстро" (без пауз), выводя ноги вперед на носок, уже в направлении - по диагонали вправо. |
24 такт | Повтор движений 20 такта.
Партнеры повторяют "тройной притоп" на месте: - ЮНОША - правой ногой, левой ногой, правой ногой. Освободившаяся левая нога чуть приподнимается над полом. - ДЕВУШКА - левой ногой, правой ногой, левой ногой. Освободившаяся правая нога чуть приподнимается над полом. Во время этого "тройного притопа" партнеры принимают новую позицию для исполнения следующей фигуры: Соединенные левая рука юноши и правая рука девушки поднимаются в 3 поз. Правая рука юноши и левая рука девушки разъединяются и переходят в бальную позицию. Юноша разворачивает корпус по диагонали к стене (по линии танца), а девушка - по диагонали к центру (по линии танца). У юноши свободна левая нога, у девушки - правая. |
  | Четвертая часть (25-32 такты) |
25-27 такты
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 И-5-И-6 |
Сольные повороты девушки вправо.
ЮНОША исполняет 3 раза па польки ВПЕРЕД, начиная с левой ноги, продвигаясь по линии танца, и ведя при этом девушку своей левой рукой справа и немного впереди себя. ДЕВУШКА под соединенными руками, поднятыми в 3 поз., исполняет 3 раза па польки В ПОВОРОТЕ ВПРАВО, начиная с правой ноги и продвигаясь вперед по линии танца. За 3 такта девушка выполняет один полный поворот вправо. |
28 такт
Счет: 7-8 |
"Двойной притоп" на месте.
Останавливаясь в положении - лицом друг к другу (юноша – спиной к центру, девушка - лицом к центру) и вновь соединив обе руки во 2 позиции, партнеры исполняют "двойной притоп" на месте: - ЮНОША - правой ногой, левой ногой. Освободившаяся правая нога чуть приподнимается над полом. - ДЕВУШКА - левой ногой, правой ногой. Освободившаяся левая нога чуть приподнимается над полом. В конце "двойного притопа" партнеры меняют позицию: Соединенные правая рука юноши и левая рука девушки поднимаются в 3 поз. Левая рука юноши и правая рука девушки разъединяются и переходят в бальную позицию. Юноша разворачивает корпус по диагонали к стене (против линии танца), а девушка - по диагонали к центру (против линии танца). У юноши свободна правая нога, у девушки - левая. |
29-31 такты
Счет: И-1-И-2 И-3-И-4 И-5-И-6 |
Сольные повороты девушки влево.
ЮНОША исполняет 3 раза па польки ВПЕРЕД, начиная с правой ноги, продвигаясь против линии танца, и ведя при этом девушку своей правой рукой слева и немного впереди себя. ДЕВУШКА под соединенными поднятыми руками исполняет 3 раза па польки В ПОВОРОТЕ ВЛЕВО, начиная с левой ноги и продвигаясь вперед против линии танца. За 3 такта девушка выполняет один полный поворот влево. |
32 такт
Счет: 7-8 |
"Двойной притоп" на месте.
Останавливаясь в положении - лицом друг к другу (юноша – спиной к центру, девушка - лицом к центру) и вновь соединив обе руки во 2 позиции, партнеры исполняют "двойной притоп" на месте: - ЮНОША - левой ногой, правой ногой. Освободившаяся левая нога чуть приподнимается над полом. - ДЕВУШКА - правой ногой, левой ногой. Освободившаяся правая нога чуть приподнимается над полом. Партнеры возвратились в исходное положение танца и могут начинать всю композицию сначала. |
Литература
- "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Е. Константинова. Изд. Музыка, Л., 1964 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
Видео к танцу "Фигурная полька"
На видеозаписях отдельные фигуры танца (под счет) демонстрируют преподаватели бальных танцев КОРОТКОВА Н.Ф. и ПЕТРОВА М.Г. Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев в СПб ГДТЮ.
Полная композиция танца представлена в двух видеозаписях.
Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.
Вторая запись выполнена в 2016 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.
Музыкальное сопровождение
Музыка для исполнения танца "Фигурная полька" (доступно для скачивания):