Автор танца - Гавликовский Н.Л.
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 8-9 лет.
Композиция танца отечественной программы "Вальс-миньон" имеет две танцевальных редакции:
- 1-ая редакция танца "Вальс-миньон" (для детей 8-9 лет) - это, так называемый, "ленинградский вариант", его относят к ленинградской школе отечественных бальных танцев,
- 2-ая редакция танца "Вальс-миньон" (для детей 10-11 лет) - это, так называемый, "московский вариант", его относят к московской школе отечественных бальных танцев.
Оба варианта танца основаны на композиции Гавликовского Н.Л. под названием "Миньон". Танец "Миньон" создан в конце ХIХ века.
Музыка:
Музыкальный размер 3/4, темп умеренный - 44 такта в минуту.
Описание танца
Запись танца Ивановой Е.И.
Основные танцевальные элементы:
- Вальсовые повороты по третьей позиции
- Па вальса
- Па глиссад
- Па балансе. В танце "Вальс-миньон" при исполнении Па балансе в сторону корпус не наклоняется в сторону движения, а, наоборот, растягивается той стороной, с какой ноги исполняется Па балансе. Корпус как бы немного отклоняется в сторону, противоположную движению.
Композиция танца.
Исходное положение:
Танцующие стоят по кругу парами, лицом друг к другу на небольшом расстоянии. мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру.
Ноги – в 3 позиции: у мальчика – левая нога впереди, у девочки – правая нога впереди.
Руки подняты во 2 позицию.
Левая рука мальчика и правая рука девочки округлены в локтях и кисти соединены в позиции "за пальчики": пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика, кончики пальцев рук девочки направлены в центр ладони руки мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами. (Мальчик своим большим пальцем придерживает пальцы девочки сверху, а девочка своим большим пальцем придерживает пальцы мальчика снизу.)
Свободные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) почти выпрямлены в сторону. Кисть повернута ладонью вниз.
Мальчик начинает танец с левой ноги.
Девочка начинает танец с правой ноги.
Такт, счет |
Описание движения |
1-ая фигура (1-8 такты) | |
1 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па балансе в сторону, по линии танца.
Мальчик исполняет па балансе с левой ноги влево, девочка – с правой ноги вправо. Корпус чуть-чуть поворачивается в сторону движения (у мальчика - налево, у девочки - направо) и немного отклоняется в сторону, противоположную движению (у мальчика как бы растягивается левая сторона корпуса, у девочки - правая). Соединенные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) плавно поднимаются в 3 позицию, образуя "окошечко". Мальчик поворачивает голову влево и слегка наклоняет ее к своему правому плечу. Девочка поворачивает голову вправо и слегка наклоняет ее к своему левому плечу. Партнеры как бы заглядывают в "окошечко", образованное соединенными руками. По окончании исполнения па балансе: мальчик стоит на левой ноге, правая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки левой ноги сзади; девочка стоит на правой ноге, левая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки правой ноги сзади. |
2 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па вальса против линии танца.
С поворотом спиной по линии танца (лицом против линии танца), партнеры исполняют па вальса вперед, вдоль линии танца. МАЛЬЧИК: Счет И- Поворот на левой ноге вправо на 90 град., спиной по линии танца, Счет 1-2-3- Па вальса с правой ноги вперед (против линии танца). ДЕВОЧКА: Счет И- Поворот на правой ноге влево на 90 град., спиной по линии танца, Счет 1-2-3- Па вальса с левой ноги вперед (против линии танца). Соединенные руки из 3 позиции плавно опускаются вниз и переводятся вперед в позицию "Полонеза": руки соединены перед корпусом на уровне 1 позиции. Кисть правой руки девочки лежит сверху на кисти левой руки мальчика. Локти слегка смягчены. Свободные руки остаются примерно на уровне 2 позиции. По окончании движения партнеры стоят в положении спиной по линии танца (лицом против линии танца). Плечи – ровно. (Свободную руку назад не отводить.) Головы слегка повернуты друг к другу. Ноги – в 3 позиции, у мальчика - левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди. |
3 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па балансе вперед, против линии танца.
Мальчик исполняет па балансе вперед - с левой ноги, девочка – с правой ноги. Па балансе вперед исполняется точно в положении спиной по линии танца (лицом против линии танца). При этом движении не должно быть ни наклона, ни поворота корпуса. Плечи – ровно. Головы слегка повернуты друг к другу. Руки не меняют положения: соединенные руки остаются в позиции "Полонеза", свободные руки - примерно на уровне 2 позиции. По окончании Па балансе: мальчик стоит на левой ноге, правая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки левой ноги сзади, девочка стоит на правой ноге, левая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки правой ноги сзади. |
4 такт
Счет: 1-И-2-И-3 |
Три шага, возвращаясь в исходное положение.
Танцоры исполняют три шага вдоль линии танца, возвращаясь в положение лицом друг к другу. МАЛЬЧИК: Счет 1- Шаг правой ногой назад (вдоль линии танца), слегка смягчая колено, Счет И- Поворот на правой ноге влево на 90 град. - спиной к центру (левая нога проходит по полу рядом с опорной правой ногой), Счет 2- Шаг левой ногой в сторону на низкие полупальцы (вдоль линии танца), Счет И- Скользящим движением подтянуть правую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 позицию позади левой ноги, Счет 3- Опуститься на полные ступни в 3 позицию (левая нога спереди). ДЕВОЧКА: Счет 1- Шаг левой ногой назад (вдоль линии танца), слегка смягчая колено, Счет И- Поворот на левой ноге вправо на 90 град. - лицом к центру (правая нога проходит по полу рядом с опорной левой ногой), Счет 2- Шаг правой ногой в сторону на низкие полупальцы (вдоль линии танца), Счет И- Скользящим движением подтянуть левую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 позицию позади правой ноги, Счет 3- Опуститься на полные ступни в 3 позицию (правая нога спереди). Соединенные руки плавно опускаются вниз и опять поднимаются в сторону во 2 позицию. Кисти соединяются в позицию "за пальчики". Свободные руки остаются во 2 позиции. По окончании движения партнеры возвращаются в исходное положение танца. |
5-8 такты | Повтор движений 1-4 тактов.
По окончании движения партнеры возвращаются в исходное положение танца. |
2-ая фигура (9-16 такты) | |
9 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па глиссад по линии танца.
Мальчик исполняет па глиссад с левой ноги влево, девочка – с правой ноги вправо. При исполнении этого движения мальчик поворачивает голову направо, девочка - налево. В конце движения партнеры плавно принимают закрытую позицию. (Описание закрытой позиции - см. в описании танцевального элемента Вальсовые повороты по 3 позиции.) Чтобы в конце движения принять закрытую позицию, партнеры должны выполнить этот па глиссад слегка по диагонали друг к другу (чуть приближаясь). У мальчика шаг должен быть немного больше, чем у девочки. По окончании движения партнеры находятся в закрытой позиции, мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру. Ноги – в 3 позиции: у мальчика - левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди. Головы у обоих партнеров поворачиваются налево. |
10 такт
Счет: И-1-И-2-И-3 |
Полтура вальсового поворота.
В закрытой позиции партнеры исполняют полтура вальсового поворота по 3 позиции Мальчик исполняет вторую половину вальсового поворота (с левой ноги). Девочка исполняет первую половину вальсового поворота (с правой ноги). По окончании движения партнеры поменялись местами: мальчик находится лицом к центру, девочка - спиной к центру. Партнеры остаются в закрытой позиции. Ноги – в 3 позиции: у мальчика - правая нога впереди, у девочки - левая нога впереди. |
11 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па глиссад по линии танца.
Оставаясь в закрытой позиции, мальчик теперь исполняет па глиссад с правой ноги вправо, а девочка – с левой ноги влево. Па глиссад в закрытой позиции исполняется параллельно друг другу, точно вдоль линии танца. При исполнении этого движения, девочка поворачивает голову направо, а затем снова возвращает ее в положение закрытой позиции - налево. У мальчика голова остается повернутой налево. По окончании движения партнеры находятся в закрытой позиции, мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру. Ноги – в 3 позиции: у мальчика - правая нога впереди, у девочки - левая нога впереди. Головы у обоих партнеров повернуты налево. |
12 такт
Счет: И-1-И-2-И-3 |
Полтура вальсового поворота.
В закрытой позиции партнеры исполняют еще полтура вальсового поворота по 3 позиции. Мальчик теперь исполняет первую половину вальсового поворота (с правой ноги). А девочка исполняет вторую половину вальсового поворота (с левой ноги). По окончании движения партнеры вернулись на свои места в исходное положение: мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру. Партнеры остаются в закрытой позиции. Ноги – в 3 позиции: у мальчика - левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди. |
13-16 такты | Повтор движений 9-12 тактов.
При повторе все движения 9-12 тактов партнеры исполняют в закрытой позиции. В конце 16 такта партнеры принимают исходное положение танца. |
Замечания к танцу
- Название танца:
- Характер танца:
- В танце нет больших шагов, сильных, активных, резких движений.
- Движения должны быть плавными, мягкими, грациозными.
- Для украшения танца в конце 9 такта только мальчик может правой рукой взять девочку в закрытую позицию (для исполнения вальсового поворота). Девочка же в конце 9 такта может еще оставить свою левую руку отведенной в сторону и опустить ее на плечо мальчика (в закрытую позицию) только на первом шаге вальсового поворота 10-ого такта.
Mignon (франц.) - 1) милый, симпатичный, хорошенький, прелестный, 2) маленький
Танец плавный, мягкий, нежный, спокойный, деликатный, сдержанный.
Литература
- "Руководство для изучения танцев". Составитель Н.Л. Гавликовский. Общедоступное пособие к изучению всех бальных танцев с указателем фигур для котильона и мазурки. С-Петербург, 1899 г.
- "Бальный танец XVI - XIX вв.". Ивановский Н.П. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Москва-Ленинград, изд. Искусство, 1948г.
- "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
- "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
- "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
Описание 1-ой редакции танца.
Описание 2-ой редакции танца.
Описание 2-ой редакции танца.
Описание 2-ой редакции танца.
Описание 1-ой редакции танца.
Описание 1-ой редакции танца.
Стихи-загадки для детей о танце "Вальс-миньон"
Вариант-1
Славный, маленький МИНЬОНГавликовским сочинен:
Балянсе и поворот,
Музыка с собой зовет!
Шаг-глиссад и вальс вдвоём.
Быстро в пары все встаём!
Вариант-2
Шаг-глиссад и вальс вдвоём -Так танцуем ... ВАЛЬС-МИНЬОН.
Видео к танцу "Вальс-миньон"
На видео основные фигуры и композицию танца демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.
Первую фигуру танца (1-4 такты) демонстрируют педагоги танцев Короткова Н.Ф. и Васильева С.Л. Запись выполнена на семинаре Городского методического объединения (ГМО) педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных в 2012 г.
Полная композиция танца представлена на двух видеозаписях.
Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.
Вторая запись выполнена в 2011 г. на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев по отечественной программе, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова, ежегодно проводимом Комитетом по образованию СПб и Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных.
Музыкальное сопровождение
Варианты музыки для исполнения "Вальс-миньон" (доступно для скачивания):