Название:
Pas (фр.) - шаг
Balancer (фр.) - 1) качать, раскачивать, покачивать; 2) качели
Pas balancé (Па балансе или Па балянсе) - движение покачивания, раскачивания.
Pas balancé - это движение, состоящее из шага (в сторону, вперед или назад), с небольшим приседанием (плие) на опорной ноге, и последующего переступания на месте по 3 позиции.
Музыка
Музыкальный размер 3/4.
Темп медленный или умеренный.
Па балянсе занимает 1 такт.
Счет: И-1-2-3
Подготовительные упражнения
- Небольшое приседание (plié - плие) по 3 позиции.
- Подъем на полупальцы (relevé – релеве) по 3 позиции.
- Выведение ноги на носок - battement tendu (баттман тандю) по 3 позиции крестом по одному (правой ногой и левой ногой).
- Шаг вперед, назад, в сторону с носка на всю ступню в plié (плие).
- Положение ноги в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди и сзади: ступня - у щиколотки опорной ноги с оттянутым носком, колено согнуто и отведено в сторону. Sur le cou-de-pied (фр.) буквально – «на шейке ноги» (на щиколотке).
- Переступание бальное на месте по 3 поз. Переступание бальное отличается от переступания классического тем, что оно выполняется без отрыва от пола подушечки свободной от веса ноги, только пятка приподнимается над полом.
Па балянсе в сторону
Исходное положение:
Танцующие стоят в линии.
Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди)
Руки – в бальной позиции (слегка отведены от корпуса)
1 такт - Па балянсе с правой ноги в сторону (вправо):
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Правая нога носком по полу отводится в сторону (во 2 поз.) с выпрямленным коленом и оттянутым носком - battement tendu – баттман тандю правой ногой в сторону.
Приподняться на полупальцы левой ноги. При этом носок правой ноги чуть приподнимается над полом. |
1 | Шаг правой ногой в сторону (вправо), мягко опускаясь с носка на всю ступню (и чуть удлиняя движение в сторону).
Колено правой ноги сразу смягчается в небольшом приседании (plié - плие). Колено правой ноги отведено в сторону. Перенести вес на правую ногу. Одновременно левая нога сразу же подтягивается носочком по полу к правой ноге позади нее в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки правой ноги сзади, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок левой ноги чуть касается пола. Колено левой ноги отведено в сторону. Небольшой наклон корпуса вправо. Голова поворачивается направо. |
2 | Переступить назад на полупальцы левой ноги в 3 поз. позади правой ноги и рядом с ней.
Вес переносится на левую ногу. Пятка правой ноги приподнимается над полом. Носочек правой ноги остается на полу. Колени обеих ног выпрямляются. |
3 | Переступить на месте вперед на правую ногу с носка на всю ступню.
Вес переносится на правую ногу. Правая нога слегка смягчается в колене, чуть меньше, чем на счет "1". Колено правой ноги – в сторону. Левая нога сгибается в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки правой ноги сзади, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок левой ноги чуть касается пола. Колено левой ноги отведено в сторону. |
2 такт - Па балянсе с левой ноги в сторону (влево).
Все движения повторяются с левой ноги влево.
Па балянсе вперед и назад
Исходное положение:
Танцующие стоят в линии.
Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди)
Руки – в бальной позиции (слегка отведены от корпуса)
1 такт - Па балянсе вперед с правой ноги:
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Правая нога носком по полу выводится вперед (в 4 поз.) с выпрямленным коленом и оттянутым носком - battement tendu – баттман тандю правой ногой вперед.
Приподняться на полупальцы левой ноги. При этом носок правой ноги чуть приподнимается над полом. |
1 | Шаг правой ногой вперед, мягко опускаясь с носка на всю ступню (и чуть удлиняя движение вперед).
Колено правой ноги сразу смягчается в небольшом приседании (plié - плие). Колено правой ноги отведено в сторону. Перенести вес на правую ногу. Одновременно левая нога сразу же подтягивается носочком по полу к правой ноге позади нее, в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки правой ноги сзади, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок левой ноги чуть касается пола. Колено левой ноги отведено в сторону. |
2 | Переступить назад на полупальцы левой ноги в 3 поз. позади правой ноги и рядом с ней.
Вес переносится на левую ногу. Пятка правой ноги приподнимается над полом. Носочек правой ноги остается на полу. Колени обеих ног выпрямляются. |
3 | Переступить на месте вперед на правую ногу с носка на всю ступню.
Вес переносится на правую ногу. Правая нога слегка смягчается в колене, чуть меньше, чем на счет "1". Колено правой ноги – в сторону. Левая нога сгибается в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки правой ноги сзади, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок левой ноги чуть касается пола. Колено левой ноги отведено в сторону. |
1 такт - Па балянсе назад с левой ноги:
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Левая нога носком по полу выводится назад (в 4 поз.) с выпрямленным коленом и оттянутым носком - battement tendu – баттман тандю левой ногой назад.
Приподняться на полупальцы правой ноги. При этом носок левой ноги чуть приподнимается над полом. |
1 | Шаг левой ногой назад, мягко опускаясь с носка на всю ступню (и чуть удлиняя движение назад).
Колено левой ноги смягчается в небольшом приседании (plié - плие). Колено левой ноги отведено в сторону. Перенести вес на левую ногу. Одновременно правая нога сразу же подтягивается носочком по полу к левой ноге впереди нее в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки левой ноги спереди, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок правой ноги чуть касается пола. Колено правой ноги отведено в сторону. |
2 | Переступить вперед на полупальцы правой ноги в 3 поз. перед левой ногой и рядом сней.
Вес переносится на правую ногу. Пятка левой ноги приподнимается над полом. Носочек левой ноги остается на полу. Колени обеих ног выпрямляются. |
3 | Переступить на месте назад на левую ногу с носка на всю ступню.
Вес переносится на левую ногу. Левая нога слегка смягчается в колене, чуть меньше, чем на счет "1". Колено левой ноги – в сторону. Правая нога сгибается в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки левой ноги спереди, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок правой ноги чуть касается пола. Колено правой ноги отведено в сторону. |
Па балянсе вперед и назад в паре
Исходное положение:
Партнеры стоят лицом друг к другу, мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру.
Ноги – в 3 поз. (правая нога спереди).
Руки – в подготовительной позиции.
1 такт - оба партнера исполняют Па балянсе вперед друг к другу с правой ноги
Движение рук:
Затакт (И) - из подготовительной позиции руки поднимаются в 1 поз.
Затем левые руки партнеров отводятся в бальную позицию, а правые руки соединяются на уровне 1 поз.
Счет 1 - одновременно с выполнением шага правой ногой вперед, соединенные правые руки партнеров поднимаются в 3 поз.
Корпусы партнеров – прямо. Плечи параллельны.
Небольшой наклон корпуса и головы влево.
Взгляд - друг на друга, в «окошечко» соединенных рук.
2 такт - оба партнера исполняют Па балянсе назад друг от друга с левой ноги
Движение рук:
Счет 1 - одновременно с выполнением шага левой ногой назад, соединенные правые руки партнеров опускаются на уровень 1 поз.
Корпусы партнеров – прямо. Плечи параллельны.
Небольшой наклон корпуса и головы вправо.
Взгляд - друг на друга, через правое плечо.
Замечания
- Па балянсе исполняется мягко, покачивание должно быть плавным. Основное движение в этом па - покачивание из стороны в сторону (или вперед/назад), а не вверх/вниз.
- Следить за выворотностью ног.
- Соблюдать точное положение ноги в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки.
Литература
- "Бальный танец XVI - XIX вв.". Ивановский Н.П. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Москва-Ленинград, изд. Искусство, 1948 г.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М., "Просвещение", 1978 г.
- "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. М., "Искусство", 1980 г.
- "Бальные танцы". Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Издательство Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Танец". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. М., Искусство, 1968 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
- "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону "Феникс", 2014 г.
Видео к танцевальному элементу "Па балянсе"
Па балянсе демонстрируют:
- КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.
- ПАВЛОВ Владимир Георгиевич - Президент Межрегиональной ассоциации учителей танцев (МАУТ), Директор, руководитель и педагог танцевального клуба «Феникс» ДКиТ им. И.И. Газа (СПб), Fellow и Экзаменатор Международного Союза Учителей Танцев (IDTA). Видеозапись выполнена на семинарах для руководителей любительских коллективов бальных танцев в ДНТиД СПб, 2009 – 2010 учебный год.