Классические бальные танцы

Па балансе (Pas balancé)

Название:

Pas (фр.) - шаг

Balancer (фр.) - 1) качать, раскачивать, покачивать; 2) качели

Pas balancé (Па балансе или Па балянсе) - движение покачивания, раскачивания.

Pas balancé - это движение, состоящее из шага (в сторону, вперед или назад), с небольшим приседанием (плие) на опорной ноге, и последующего переступания на месте по 3 позиции.

Музыка

Музыкальный размер 3/4.

Темп медленный или умеренный.

Па балянсе занимает 1 такт.

Счет: И-1-2-3

Подготовительные упражнения

  • Небольшое приседание (plié - плие) по 3 позиции.
  • Подъем на полупальцы (relevé – релеве) по 3 позиции.
  • Выведение ноги на носок - battement tendu (баттман тандю) по 3 позиции крестом по одному (правой ногой и левой ногой).
  • Шаг вперед, назад, в сторону с носка на всю ступню в plié (плие).
  • Положение ноги в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди и сзади: ступня - у щиколотки опорной ноги с оттянутым носком, колено согнуто и отведено в сторону. Sur le cou-de-pied (фр.) буквально – «на шейке ноги» (на щиколотке).
  • Переступание бальное на месте по 3 поз. Переступание бальное отличается от переступания классического тем, что оно выполняется без отрыва от пола подушечки свободной от веса ноги, только пятка приподнимается над полом.

Па балянсе в сторону

Исходное положение:

Танцующие стоят в линии.

Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди)

Руки – в бальной позиции (слегка отведены от корпуса)

1 такт - Па балянсе с правой ноги в сторону (вправо):

Счет
Описание движения
Затакт (И) Правая нога носком по полу отводится в сторону (во 2 поз.) с выпрямленным коленом и оттянутым носком - battement tendu – баттман тандю правой ногой в сторону.

Приподняться на полупальцы левой ноги.

При этом носок правой ноги чуть приподнимается над полом.

1 Шаг правой ногой в сторону (вправо), мягко опускаясь с носка на всю ступню (и чуть удлиняя движение в сторону).

Колено правой ноги сразу смягчается в небольшом приседании (plié - плие). Колено правой ноги отведено в сторону. Перенести вес на правую ногу.

Одновременно левая нога сразу же подтягивается носочком по полу к правой ноге позади нее в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки правой ноги сзади, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок левой ноги чуть касается пола. Колено левой ноги отведено в сторону.

Небольшой наклон корпуса вправо.

Голова поворачивается направо.

2 Переступить назад на полупальцы левой ноги в 3 поз. позади правой ноги и рядом с ней.

Вес переносится на левую ногу.

Пятка правой ноги приподнимается над полом. Носочек правой ноги остается на полу.

Колени обеих ног выпрямляются.

3 Переступить на месте вперед на правую ногу с носка на всю ступню.

Вес переносится на правую ногу.

Правая нога слегка смягчается в колене, чуть меньше, чем на счет "1".

Колено правой ноги – в сторону.

Левая нога сгибается в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки правой ноги сзади, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок левой ноги чуть касается пола. Колено левой ноги отведено в сторону.

2 такт - Па балянсе с левой ноги в сторону (влево).

Все движения повторяются с левой ноги влево.

Па балянсе вперед и назад

Исходное положение:

Танцующие стоят в линии.

Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди)

Руки – в бальной позиции (слегка отведены от корпуса)

1 такт - Па балянсе вперед с правой ноги:

Счет
Описание движения
Затакт (И) Правая нога носком по полу выводится вперед (в 4 поз.) с выпрямленным коленом и оттянутым носком - battement tendu – баттман тандю правой ногой вперед.

Приподняться на полупальцы левой ноги.

При этом носок правой ноги чуть приподнимается над полом.

1 Шаг правой ногой вперед, мягко опускаясь с носка на всю ступню (и чуть удлиняя движение вперед).

Колено правой ноги сразу смягчается в небольшом приседании (plié - плие). Колено правой ноги отведено в сторону. Перенести вес на правую ногу.

Одновременно левая нога сразу же подтягивается носочком по полу к правой ноге позади нее, в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки правой ноги сзади, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок левой ноги чуть касается пола. Колено левой ноги отведено в сторону.

2 Переступить назад на полупальцы левой ноги в 3 поз. позади правой ноги и рядом с ней.

Вес переносится на левую ногу.

Пятка правой ноги приподнимается над полом. Носочек правой ноги остается на полу.

Колени обеих ног выпрямляются.

3 Переступить на месте вперед на правую ногу с носка на всю ступню.

Вес переносится на правую ногу.

Правая нога слегка смягчается в колене, чуть меньше, чем на счет "1".

Колено правой ноги – в сторону.

Левая нога сгибается в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки правой ноги сзади, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок левой ноги чуть касается пола. Колено левой ноги отведено в сторону.

1 такт - Па балянсе назад с левой ноги:

Счет
Описание движения
Затакт (И) Левая нога носком по полу выводится назад (в 4 поз.) с выпрямленным коленом и оттянутым носком - battement tendu – баттман тандю левой ногой назад.

Приподняться на полупальцы правой ноги.

При этом носок левой ноги чуть приподнимается над полом.

1 Шаг левой ногой назад, мягко опускаясь с носка на всю ступню (и чуть удлиняя движение назад).

Колено левой ноги смягчается в небольшом приседании (plié - плие). Колено левой ноги отведено в сторону. Перенести вес на левую ногу.

Одновременно правая нога сразу же подтягивается носочком по полу к левой ноге впереди нее в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки левой ноги спереди, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок правой ноги чуть касается пола. Колено правой ноги отведено в сторону.

2 Переступить вперед на полупальцы правой ноги в 3 поз. перед левой ногой и рядом сней.

Вес переносится на правую ногу.

Пятка левой ноги приподнимается над полом. Носочек левой ноги остается на полу.

Колени обеих ног выпрямляются.

3 Переступить на месте назад на левую ногу с носка на всю ступню.

Вес переносится на левую ногу.

Левая нога слегка смягчается в колене, чуть меньше, чем на счет "1".

Колено левой ноги – в сторону.

Правая нога сгибается в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки левой ноги спереди, с сильно оттянутым носком и согнутым коленом. Носок правой ноги чуть касается пола. Колено правой ноги отведено в сторону.

Па балянсе вперед и назад в паре

Исходное положение:

Партнеры стоят лицом друг к другу, мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру.

Ноги – в 3 поз. (правая нога спереди).

Руки – в подготовительной позиции.

1 такт - оба партнера исполняют Па балянсе вперед друг к другу с правой ноги

Движение рук:

Затакт (И) - из подготовительной позиции руки поднимаются в 1 поз.

Затем левые руки партнеров отводятся в бальную позицию, а правые руки соединяются на уровне 1 поз.

Счет 1 - одновременно с выполнением шага правой ногой вперед, соединенные правые руки партнеров поднимаются в 3 поз.

Корпусы партнеров – прямо. Плечи параллельны.

Небольшой наклон корпуса и головы влево.

Взгляд - друг на друга, в «окошечко» соединенных рук.

2 такт - оба партнера исполняют Па балянсе назад друг от друга с левой ноги

Движение рук:

Счет 1 - одновременно с выполнением шага левой ногой назад, соединенные правые руки партнеров опускаются на уровень 1 поз.

Корпусы партнеров – прямо. Плечи параллельны.

Небольшой наклон корпуса и головы вправо.

Взгляд - друг на друга, через правое плечо.

Замечания

  • Па балянсе исполняется мягко, покачивание должно быть плавным. Основное движение в этом па - покачивание из стороны в сторону (или вперед/назад), а не вверх/вниз.
  • Следить за выворотностью ног.
  • Соблюдать точное положение ноги в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) у щиколотки.

Литература

  1. "Бальный танец XVI - XIX вв.". Ивановский Н.П. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Москва-Ленинград, изд. Искусство, 1948 г.
  2. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М., "Просвещение", 1978 г.
  3. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. М., "Искусство", 1980 г.
  4. "Бальные танцы". Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Издательство Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  5. "Танец". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. М., Искусство, 1968 г.
  6. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  7. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону "Феникс", 2014 г.

Видео к танцевальному элементу "Па балянсе"

Па балянсе демонстрируют:

  • КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.
  • ПАВЛОВ Владимир Георгиевич - Президент Межрегиональной ассоциации учителей танцев (МАУТ), Директор, руководитель и педагог танцевального клуба «Феникс» ДКиТ им. И.И. Газа (СПб), Fellow и Экзаменатор Международного Союза Учителей Танцев (IDTA). Видеозапись выполнена на семинарах для руководителей любительских коллективов бальных танцев в ДНТиД СПб, 2009 – 2010 учебный год.