Классические бальные танцы

Подгорка

Автор танца - Э.К. Филиппов.

Бальный танец, построенный на элементах русской пляски. Танец «Подгорка» был создан Э.К. Филипповым на основе элементов сибирских фольклорных танцев.

Название танца: подгорка - это горка - наоборот, то есть спуск.

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 14-16 лет.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4, темп умеренный.

Основные танцевальные элементы и движения:

Основные танцевальные элементы необходимо изучить до начала разучивания всей композиции.

"Русский ключ" или "Сибирская выбивка"

Фигура занимает 2 такта музыкального сопровождения.

Исходное положение:

Ноги – в 1 позиции.

Руки – на поясе.

1 такт.

Счет 1- Вывести правую ногу вперед на носок с небольшим ударом подушечкой ступни правой ноги в пол (точка впереди).

Счет 2- Перевести правую ногу в сторону (вправо) на носок с небольшим ударом подушечкой ступни правой ноги в пол по 2 поз. (точка в сторону).

2 такт.

Счет 3- Подскочить на левой ноге. В подскоке выполнить "скользящий удар" каблуком - ударить каблуком правой ноги о каблук левой ноги и сразу поднять стопу правой ноги на щиколотку левой ноги. Опуститься на левую ногу, смягчив ее в колене.

Счет И-4- Исполнить два притопа на месте: правой ногой и левой ногой.

"Русский ключ" выполняется в небольшом приседании. В прыжке ноги также слегка сгибаются. Движение должно быть резким и четким.

"Верёвочка" с переступанием

"Верёвочка" одинарная - это перевод ноги из положения в 3 поз. спереди - в 3 поз назад. При этом исполняется подскок на низких полупальцах опорной ноги. "Верёвочка" одинарная занимает 0,5 такта музыкального сопровождения.

"Верёвочка" с переступанием занимает 1 такт музыкального сопровождения.

Исходное положение:

Ноги – в 3 поз., правая нога впереди.

Руки – на поясе.

"Верёвочка" одинарная правой ногой:

Затакт И- Правая нога сгибается в положение у щиколотки левой ноги спереди (колено направлено в сторону).

Исполняется подскок на низких полупальцах левой ноги. При этом правая нога носком по передней части голени левой ноги поднимается до колена левой ноги.

После подскока колено левой ноги смягчается. Правая нога сразу переводится назад и опускается по левой ноге в положение у щиколотки левой ноги сзади.

Счет 1- Правая нога ставится в 3 поз. позади левой ноги.

Движение исполняется чётко, отрывисто. Подпрыгивание исключается. Подскок исполняется только за счет сгибания колена.

Необходимо точное положение свободной ноги у щиколотки спереди и сзади ("сюр ле ку де пье").

"Верёвочка" с переступанием:

Счет И-1- "Верёвочка" правой ногой.

Счет И-2- Два переступания по 3 поз.: левой ногой впереди, правой ногой сзади.

Далее можно исполнять "верёвочку" с переступанием - левой ногой.

При исполнении "верёвочки" правой ногой, корпус поворачивается вполоборота вправо, левым плечом вперед.

При исполнении "верёвочки" левой ногой, корпус поворачивается вполоборота влево, правым плечом вперед.

Припляс

Русский припляс (перепляс) исполняется аналогично классическому па де баску. Отличие состоит в том, что припляс исполняется с подчеркнутыми притопами.

Припляс занимает 1 такт музыкального сопровождения.

Исходное положение:

Ноги – в 3 поз., правая нога впереди.

Руки – на поясе.

Русский припляс с правой ноги:

Затакт И- небольшое приседание на левой ноге, правая нога круговым движением выносится в сторону – вправо. На круговом движении нога выпрямлена в колене и носок скользит по полу («ронд» во 2-ую поз.).

Счет 1- переход (перенос веса) вправо на правую ногу и небольшое приседание на ней (колено - в сторону), Левая нога остается в стороне на носке.

Корпус слегка поворачивается вправо.

Счет И- небольшой шаг с притопом левой ногой вперед в 4 поз. перед правой ногой, колени выпрямляются.

Перед выполнением шага левая нога, смягчаясь в колене, подтягивается по полу к правой ноге и проходит через 1 поз.

Счет 2- с притопом приставить правую ногу к левой ноге назад в 3 поз.

Счет И- пауза

Далее движение продолжается с левой ноги.

Движение выполняется попеременно с правой и левой ноги с небольшими поворотами корпуса в сторону движения. Голова остается в положении - прямо.

Шаги и приставки выполняются на всю ступню с легкими притопами.

Русский ход

Русский ход - это движение аналогичное тройному ходу, но в конце, на счет И-, свободная нога выводится вперед через 1 поз. на воздух, или на пол. Отведение ноги дополняется небольшим приседанием на опорной ноге.

Фигура занимает 1 такт музыкального сопровождения.

Исходное положение:

Ноги – в 1 позиции.

Руки – на поясе.

Русский ход с правой ноги:

Счет 1- шаг правой ногой вперед

Счет И- шаг левой ногой вперед

Счет 2- шаг правой ногой вперед

Счет И- левая нога проводится через 1 поз. и выводится вперед на воздух или на пол. Колено левой ноги выпрямлено, носок оттянут.

Опорная правая нога смягчается в колене.

Шаги исполняются с подушечки на всю ступню.

На следующий такт движение повторяется с другой ноги.

ОПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА «ПОДГОРКА»

Запись танца Ивановой Е.И.

Композиция танца состоит из четырех фигур (каждая по 8 тактов) и занимает 32 такта музыкального сопровождения.

Исходное положение после приглашения:

Танцующие стоят по кругу парами, лицом по линии танца (девушка - справа от юноши).

Ноги – в 1 позиции.

Юноша правой рукой держит кисть левой руки девушки.

Соединенные руки партнеров выведены вперед на уровень 1 поз.

Свободные руки - опущены вниз и чуть приподняты в сторону.

Оба партнера начинают движение с правой ноги.

Такт, счет   
Описание движения
 
Первая фигура (1-8 такты)
1-2 такты

Счет:

1-2-3-4

Оба партнера с правой ноги исполняют 4 пружинистых шага с каблука вперед по линии танца.
3-4 такты

Счет:

1-2-3-И-4

Оба партнера с правой ноги исполняют движение - "русский ключ" ("сибирская выбивка").
5-6 такты

Счет:

1-2-3-4

Оба партнера с правой ноги исполняют 4 пружинистых шага назад (спиной), отступая против линии танца.
7-8 такты

Счет:

1-2-3-И-4

Оба партнера с правой ноги исполняют движение - "русский ключ" ("сибирская выбивка").

Исполняя на счет 2- перевод правой ноги в сторону (точка в сторону), партнеры поворачиваются лицом друг к другу (юноша - вправо, спиной к центру, девушка - влево, лицом к центру). (Юноша должен повернуть девушку своей правой рукой лицом к себе.)

Движения 8 такта партнеры исполняются уже лицом друг к другу. (Правая рука юноши и левая рука девушки по-прежнему соединены.)

 
Вторая фигура (9-16 такты)
9-11 такты

Счет:

И-1-2-3-4-

5-6

Партнеры исполняют вращение в паре - вправо.

Счет И- юноша и девушка разъединяют руки и на счет 1- (с первым шагом правой ногой) подхватывают друг друга под правые руки (с небольшим замахом руками через стороны), а левыми руками берут снизу кисти своих же правых рук. Локти сильно согнуты.

Партнеры отклоняются друг от друга влево. Головы повернуты друг к другу.

Счет 1-2-3-4-5-6- (в этом правом боковом положении) оба партнера с правой ноги делают 6 пружинистых шагов с каблука, продвигаясь по совместному кругу вправо (по ч.с.), исполняя 1,5 поворота и меняясь местами.

12 такт

Счет:

7-И-8

Оба партнера разъединяют руки и с правой ноги исполняют тройной притоп (правой, левой, правой), слегка наклоняя голову вперед и поворачиваясь на 1/4 вправо, левым плечом друг к другу. Руки при этом раскрываются в стороны.

(Партнеры на притопах чуть отходят друг от друга.)

13-15 такты

Счет:

И-1-2-3-4-

5-6

Партнеры исполняют вращение в паре - влево.

Счет И-1- юноша и девушка (с небольшим замахом руками через стороны) подхватывают друг друга под левые руки, а правыми руками берут снизу кисти своих же левых рук. Локти сильно согнуты.

Партнеры отклоняются друг от друга вправо. Головы повернуты друг к другу.

Счет 1-2-3-4-5-6- (в этом левом боковом положении) оба партнера с левой ноги делают 6 пружинистых шагов с каблука, продвигаясь по совместному кругу влево (против ч.с.), исполняя 1,5 поворота и возвращаясь на свои места.

16 такт

Счет:

7-И-8

Оба партнера разъединяют руки и опускают их себе на талию.

С левой ноги партнеры исполняют тройной притоп (левой, правой, левой), слегка наклоняя голову вперед и выравнивая корпус лицом друг к другу.

 
Третья фигура (17-24 такты)
17-18 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

Оба партнера, начиная с правой ноги, исполняют 2 веревочки с переступанием (с правой и с левой ноги), немного отходя (отступая) друг от друга.

Руки танцоров - на поясе.

19 такт

Счет:

5-И-6

Оба, начиная с правой ноги, исполняют 1 припляс, продвигаясь навстречу друг другу.
20 такт

Счет:

7-И-8

Оба, начиная с левой ноги, исполняют тройной притоп, слегка наклоняя голову вперед.
21-24 такты Оба партнера повторяют движения 17-20 тактов.

Заканчивая тройной притоп, оба слегка приседают на левой ноге, резко выводя вперед вытянутую правую ногу и немного поднимая ее над полом (выбивка ноги).

Одновременно с выбивкой ноги, партнеры подают друг другу руки. Оба поднимают вперед обе руки: правые руки кладут друг другу на правые предплечья, а левые руки соединяют под правыми в рукопожатие. Правые руки выпрямлены, левые руки согнуты.

Корпус отклоняется влево. Голова поворачивается к правому плечу.

 
Четвертая фигура (25-32 такты)
25-27 такты

Счет:

1-И-2-И

3-И-4-И

5-И-6-И

В этой позиции оба партнера с правой ноги исполняют 3 русских хода вперед (тройной ход с выведением ноги вперед на воздух), продвигаясь по маленькому совместному кругу вправо (по ч.с.) и делая полный поворот вправо до своих мест.

Заканчивают поворот, партнеры разъединяют (верхние) правые руки. И оба поднимают вверх в 3 поз. соединенные левые руки.

28 такт

Счет:

7-И-8

Счет 7-8- Юноша делает шаг левой ногой в сторону по линии танца и приставляет правую ногу к левой ноге (свободна левая нога).

Счет 7-И-8- Девушка исполняет сольный поворот вправо под соединенными левыми руками - 3 шага в повороте вправо - левой ногой, правой ногой, левой ногой (свободна правая нога).

В конце партнеры принимают закрытую позицию для исполнения вальса в паре.

29-32 такты

Счет:

1-И-2-И

3-И-4-И

5-И6-И

7-И-8-И

В закрытой позиции партнеры исполняют вальсовые повороты вправо в музыкальном размере 2/4.

Вальс юноша начинает с левой ноги, девушка - с правой ноги.

Вальс на 2/4 должен исполняться с небольшой "пружинкой" в ногах и с небольшими наклонами корпуса.

В конце вальсовых поворотов партнеры принимают исходную позицию танца.

Чтобы начать композицию снова юноша должен сделать подмену ноги - на последнем такте вальса он делает шаг правой ногой и, поворачиваясь лицом по линии танца, приставляет левую ногу к правой в 1 поз.

Композиция танца повторяется.

Литература

  1. "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
  2. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  3. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.

Видео к танцу "Подгорка"

Основные танцевальные элементы и фигуры танца демонстрируют КОНДРАТЕНКО Г.М. - руководитель Городского методического объединения (ГМО) педагогов бальных танцев при СПБ ГДТЮ и преподаватели бальных танцев. Записи выполнены на семинарах ГМО педагогов бальных танцев в 2010 и 2014 гг.

Всю композицию танца под счет демонстрируют руководитель ансамбля бального танца "Этюд" ДРИГАНТ Д.Б. и руководитель ансамбля "На Поклонной" КОРОТКОВА Н.Ф. Запись выполнена на семинаре для руководителей коллективов бального танца в ДНТиД.

Видеозапись полной композиции танца представлена в двух вариантах.

Первая запись выполнена на Городском смотре-конкурсе исполнителей бальных танцев "Петербургские ассамблеи-2012". Танец исполняет ансамбль бального танца "ЭТЮД".

Вторая запись выполнена в 2016 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в РГПУ им. А.И. Герцена.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Подгорка" (доступно для скачивания):

Подгорка - вариант 1

Подгорка - вариант 2