Классические бальные танцы

Па де баск (Pas de basque)

Название:

Рas de Basque (фр.) – Па де Баск (Па де баск)

Буквальный перевод — движение Басков, шаг Басков. Движение из национального танца испанской народности - Басков.

Это движение встречается и во многих народных плясках.

Па де баск представляет собой перескок с ноги на ногу с двумя последующими переступаниями.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 1 такт музыкального сопровождения.

Счет для исполнения движения: И-1-И-2

Па де баск

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

Ноги – в 3 позиции, правая нога спереди.

Руки – на поясе.

Корпус слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца), правым плечом вперед.

Голова - чуть направо. Взгляд - вперед, по линии танца.

1 такт – Па де баск с правой ноги.

Счет
Описание движения
Затакт (И) Левая (опорная) нога слегка смягчается в колене.

Правая нога, с вытянутым носочком и выпрямленным коленом, скользящим движением носком по полу выводится вперед и, не отрывая носка от пола, переводится в сторону, во 2-ую позицию («деми-ронд» - полуронд).

1 С мягким перескоком перенести вес на правую ногу (в сторону).

Колено правой ноги смягчается в плие.

Одновременно левая нога, смягчаясь в колене, скользящим движением носком по полу подтягивается к правой ноге, проходит через 1 поз. и выводится вперед на носок в 4 позицию. Колено левой ноги выпрямляется, носок оттянут.

Корпус поворачивается слегка вправо (по диагонали от центра по линии танца), левым плечом вперед.

Голова - чуть налево. Взгляд - вперед, по линии танца.

И Переступить (перенести вес) вперед на левую ногу.

Колено левой ноги выпрямлено.

Пятка правой ноги, оставшейся позади, приподнимается. (Носок правой ноги касается пола.)

2 Скользящим движением приставить правую ногу сзади к левой ноге в 3 позицию. Перенести вес на правую ногу.

Колени выпрямлены.

2 такт - Па де баск с левой ноги.

Далее движение повторяется с левой ноги.

Исполняется аналогично.

Замечания:

  • Па де баск имеет скользящий, стелющийся характер и исключает высокий прыжок. Следует также добиваться слитности исполнения движения.
  • Во время кругового движения (полуронда) нога выпрямлена в колене и носок скользит по полу без отрыва.
  • Приседания должны быть мягкими и небольшими, без резких подъемов и опусканий.
  • Шаг вперед и приставку ноги сзади можно исполнять с небольшим притопом.
  • Движение повторяется попеременно с правой ноги и с левой ноги.
  • Корпус при исполнении движения каждый раз слегка разворачивается в ту сторону, куда делается первый шаг (после полуронда).
  • Голова при при этом поворачивается справа налево, все время оставаясь прямо, с горделивой осанкой. Взгляд – вперед.
  • Как отдельный танцевальный элемент Па де баск исполняется с небольшим продвижением вперед, без сильного смещения из стороны в сторону, меняется только положение корпуса.
  • В танце "Краковяк" Па де баск исполняется на месте, без продвижения.

Па де баск в паре

Исходное положение:

Партнеры стоят рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).

Ноги – в 3 позиции: у мальчика - левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.

Корпус мальчика слегка повернут вправо (по диагонали от центра по линии танца), корпус девочки слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца).

Голова мальчика немного наклонена налево, девочки – направо. Взгляд друг на друга.

Правая рука мальчика и левая рука девочки отведены в сторону (против линии танца) и соединены на уровне 2 позиции.

Свободные левая рука мальчика и правая рука девочки - на талии.

1 такт – Мальчик выполняет Па де баск с левой ноги, девочка - с правой ноги.

Корпусы партнеров разворачиваются друг от друга: мальчик – поворачивается влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца), девочка - вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца).

Голова мальчика слегка наклоняется направо (к правому плечу), голова девочки - налево (к левому плечу).

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции.

Положение свободных рук не меняется.

2 такт – Мальчик выполняет Па де баск с правой ноги, девочка - с левой ноги.

Партнеры поворачиваются в исходное положение: мальчик - вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца), девочка - влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца).

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем переводятся в сторону в исходное положение.

Положение свободных рук не меняется.

Литература

  1. "Руководство для изучения танцев". Гавликовский Н.Л. Издание 4-е, испр., Изд. Лань, Планета музыки, СПб, 2010 г.
  2. "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд Молодая гвардия, М., 1953 г.
  3. "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
  4. "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  5. "Танец". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. Изд. Искусство, М., 1968 г.
  6. "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1972 г.
  7. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  8. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
  9. "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление о общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
  10. "Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам". Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  11. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.

Видео к танцевальному элементу "Па де баск"

Танцевальный элемент "Па де баск" демонстрируют:

1) ПАВЛОВ Владимир Георгиевич - Президент Межрегиональной ассоциации учителей танцев (МАУТ), Директор, руководитель и педагог танцевального клуба «Феникс» (СПб), Fellow и Экзаменатор Международного Союза Учителей Танцев (IDTA). Видеозапись выполнена на семинарах для руководителей любительских коллективов бальных танцев в ДНТиД СПб (2009 – 2010 учебный год).

2) КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.