Классические бальные танцы

Карнавальная полька

Автор - Смирнов В.Ф., заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Танец создан в середине ХХ века.

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 8-9 лет.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4, темп 58-60 тактов в минуту.

Описание танца

Запись танца Ивановой Е.И.

Основные танцевальные элементы:

  • Танцевальный шаг
  • Па польки вперед
  • Па галопа (боковой галоп)
  • "Ножницы" ногами - небольшой прыжок (перескок) с одной ноги на другую, с поочередным выносом свободной ноги вперед на носок. Оттянутый носок свободной ноги касается пола, колено выпрямлено.
  • Притоп - легкий удар стопой в пол, при котором вся ступня полностью встает на паркет. Перед притопом (на затакт) надо, согнув колено, немного приподнять ногу над полом. Затем (на музыкальный удар) надо поставить ногу рядом с опорной ногой на всю ступню с небольшим ударом ступней в пол.

Композиция танца.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Композиция этого танца, описанная в литературе (см. ниже), заканчивается двумя вальсовыми поворотами партнеров в закрытой позиции (последние 4 такта).

Композиция польки, описанная здесь, специально адаптирована педагогами Городского методического объединения при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных (под руководством Кондратенко Г.М., ученицы Смирнова В.Ф.) для детей возраста 8-9 лет. Вальсовые повороты в паре заменены в этой композиции прыжками - "ножницы".

Исходное положение:

Танцующие стоят по кругу парами лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика).

Ноги – в 3 позиции: у мальчика – левая нога впереди, у девочки – правая нога впереди.

Позиция рук: правая рука мальчика и левая рука девочки подняты вперед и соединены перед корпусом на уровне в 1 позиции. Кисть левой руки девочки лежит сверху на кисти правой руки мальчика. Свободные руки – в бальной позиции (слегка отведены от корпуса).

Головы повернуты друг к другу. Взгляд - друг на друга.

Мальчик все фигуры танца начинает с левой ноги.

Девочка все фигуры танца начинает с правой ноги.

Такт, счет    
Описание движения
1-4 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

И-5-И-6

И-7-И-8-И

Четыре па польки вперед по линии танца.

Танцующие исполняют 4 раза па польки вперед, продвигаясь по линии танца. Мальчик начинает с левой ноги. Девочка начинает с правой ноги.

Головы танцоров поворачиваются в сторону той ноги, которая исполняет шаг. (Партнеры то отворачивают головы друг от друга, то поворачивают их друг к другу.)

На последний счет 4-ого такта (счет 8-И) партнеры поворачиваются лицом друг к другу:

МАЛЬЧИК поворачивается на подушечке правой ноги – спиной к центру,

ДЕВОЧКА поворачивается на подушечке левой ноги – лицом к центру).

Свободная нога носком по полу подтягивается в позицию sur le cou-de-pied - сюр-ле-ку-де-пье позади опорной ноги:

МАЛЬЧИК стоит на правой ноге, свободная левая нога - у щиколотки опорной правой ноги с согнутым коленом и оттянутым носком,

ДЕВОЧКА стоит на левой ноге, свободная правая нога - у щиколотки опорной левой ноги с согнутым коленом и оттянутым носком.

Партнеры соединяют руки во 2 позиции, локти округлены. Кисти соединены в позиции - "за пальчики": Пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика, кончики пальцев рук девочки направлены в центр ладоней рук мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами. (Мальчик своим большим пальцем придерживает пальцы девочки сверху, а девочка своим большим пальцем придерживает пальцы мальчика снизу.)

5-6 такты

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4-И

Четыре па галопа по линии танца.

Танцующие исполняют 4 раза па галопа (боковой галоп), продвигаясь по линии танца. Мальчик начинает с левой ноги. Девочка начинает с правой ноги.

Перед началом движения свободную ногу вывести в сторону на носок (мальчик - левую, девочка - правую).

При исполнении галопа головы партнеров поворачиваются в сторону движения, по линии танца (у мальчика голова повернута влево, у девочки - вправо).

На последний счет 6-ого такта (счет 4-И) партнеры, закончив исполнение па галопа, должны оказаться в позиции:

МАЛЬЧИК стоит на правой ноге, свободная левая нога выведена в сторону на носок,

ДЕВОЧКА стоит на левой ноге, свободная правая нога выведена в сторону на носок.

Руки партнеров разъединяются и опускаются в бальную позицию.

7-8 такты

Счет:

5-6-7-8

Три шага в повороте и приставка.

Счет 5-6-7: оба партнера исполняют 3 шага в повороте, немного продвигаясь вперед по линии танца:

МАЛЬЧИК начинает с левой ноги и поворачивается влево (против часовой стрелки),

ДЕВОЧКА начинает с правой ноги и поворачивается вправо (по часовой стрелке).

Партнеры делают поворот на 1 и 1/4 круга. Остановка – рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка – справа от мальчика).

На счет 8 исполняется приставка ноги в 3 поз. сзади:

МАЛЬЧИК приставляет правую ногу позади левой ноги,

ДЕВОЧКА приставляет левую ногу позади правой ноги.

При этом партнеры поворачивают головы друг к другу и выполняют легкий поклон головой друг другу.

9-10 такты

Счет:

1-2-3-4

Партнеры расходятся по диагоналям.

Счет 1-2-3: оба партнера исполняют 3 танцевальных шага вперед по диагонали, расходясь в разные стороны:

МАЛЬЧИК - с левой ноги, по диагонали к центру,

ДЕВОЧКА - с правой ноги, по диагонали от центра.

Руки - в бальной позиции.

Головы повернуты друг к другу, взгляд друг на друга.

На счет 4 партнеры на опорной ноге исполняют поворот друг к другу:

МАЛЬЧИК - поворот вправо на подушечке левой ноги,

ДЕВОЧКА - поворот влево на подушечке правой ноги.

Во время поворота носок свободной от веса ноги (у мальчика - правой ноги, у девочки - левой) не отрывается от пола ("держит носочком пол") и после поворота остается впереди на носке.

Одновременно оба партнера исполняют хлопок в ладоши на уровне головы:

МАЛЬЧИК - слева от головы,

ДЕВОЧКА - справа от головы.

11-12 такты

Счет:

5-6-7-8

Партнеры сходятся по прямой.

Счет 5-6-7: оба партнера исполняют 3 танцевальных шага, двигаясь навстречу друг к другу (вперед, по прямой):

МАЛЬЧИК - с правой ноги, от центра,

ДЕВОЧКА - с левой ноги, к центру.

Руки - в бальной позиции.

На счет 8 исполняется приставка ноги в 3 поз. спереди, без веса:

МАЛЬЧИК приставляет левую ногу перед правой ногой (вес остается на правой ноге),

ДЕВОЧКА приставляет правую ногу перед левой ногой (вес остается на левой ноге).

При этом партнеры принимают исходную позицию для следующей фигуры:

- на счет 7- МАЛЬЧИК подает руки девочке, открывая их через 1 позицию во 2 позицию, ладонями вверх,

- на счет 8- ДЕВОЧКА подает руки мальчику, поднимая их через стороны во 2 позицию, и кладет свои кисти сверху в ладони мальчика.

Руки соединяются во 2 позиции, локти округлены. Кисти соединены в позиции - "за пальчики" (как в конце 4 такта).

Партнеры поворачивают корпус вполоборота влево, правыми плечами друг к другу.

Головы повернуты направо и чуть наклонены к левому плечу.

Взгляд – друг на друга.

13-14 такты

Счет:

И-1-2

И-3-4

Прыжки - "ножницы" в ритме "медленно-медленно".

Танцующие исполняют ногами фигуру "ножницы": небольшые прыжки с одной ноги на другую, с поочередным выносом свободной от веса ноги вперед на носок. Оттянутый носок свободной ноги опускается на пол.

Корпус при исполнении движения остается в вертикальном положении.

На 13-14 тактах "ножницы" исполняются в ритме "медленно-медленно" ("медленно" соответствует двум музыкальным ударам).

13 такт

Счет И- небольшой прыжок на опорной ноге, опорная нога смягчается в колене.

Счет 1- свободная от веса нога выводится вперед на носок (в направлении - по диагонали влево), нога выпрямлена в колене, носок оттянут.

МАЛЬЧИК исполняет прыжок на правой ноге, выводя вперед на носок левую ногу (левая нога выпрямлена, правая нога смягчена в колене).

ДЕВОЧКА исполняет прыжок на левой ноге, выводя вперед на носок правую ногу (правая нога выпрямлена, левая нога смягчена в колене).

Счет 2- пауза.

14 такт

Счет И- с небольшим прыжком перескочить на другую ногу, опорная нога смягчается в колене.

Счет 3- свободную от веса ногу вывести вперед на носок (в направлении - по диагонали влево), нога выпрямлена в колене, носок оттянут.

МАЛЬЧИК перескакивает на левую ногу, выводя вперед на носок правую ногу (правая нога выпрямлена, левая нога смягчена в колене).

ДЕВОЧКА перескакивает на правую ногу, выводя вперед на носок левую ногу (левая нога выпрямлена, правая нога смягчена в колене).

Счет 4- пауза.

15 такт

Счет:

И-5-И-6

Прыжки - "ножницы" в ритме "быстро-быстро".

На 15 такте танцующие повторяют ногами фигуру "ножницы", но уже в ритме "быстро-быстро" ("быстро" соответствует одному музыкальному удару).

Счет И-5:

- МАЛЬЧИК перескакивает на правую ногу и выводит вперед на носок левую ногу,

- ДЕВОЧКА перескакивает на левую ногу и выводит вперед на носок правую ногу.

Счет И-6:

- МАЛЬЧИК перескакивает на левую ногу, и выводит вперед на носок правую ногу,

- ДЕВОЧКА перескакивает на правую ногу и выводит вперед на носок левую ногу.

16 такт

Счет:

7-И-8

Тройной притоп.

Партнеры исполняют тройной притоп, поворачиваясь лицом по линии танца и принимая исходное положение танца:

МАЛЬЧИК - притопы правой ногой, левой ногой, правой ногой,

ДЕВОЧКА - притопы левой ногой, правой ногой, левой ногой.

На последнем притопе ноги ставятся в 3 позицию: у мальчика - левая нога вперед, у девочки - правая нога вперед.

Замечания к танцу

  • Характер танца веселый, задорный, радостный, игривый. Движения быстрые, легкие.
  • В танце "Карнавальная полька" положение свободных рук - только "бальная позиция" (слегка отведены от корпуса). Положения "руки на поясе" нет.
  • При исполнении "ножниц" в моменты пауз не должно быть никаких дополнительных прыжков на опорной ноге. При исполнении этой фигуры необходимо также следить за тем, чтобы нога, вынесенная вперед, обязательно касалась носком пола (не оставалась бы на воздухе).

Литература

  1. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  2. "Новые бальные танцы". Сборник. Изд. Советская Россия, М.,,1963 г.

Стихи-загадки для детей о танце "Карнавальная полька"

Вариант-1

Вот выходят на паркет пары бальные.
Танцевать все будут ПОЛЬКУ ... КАРНАВАЛЬНУЮ!

Вариант-2

Вот опять выходят пары на танцпол,
Снова музыка звучит танцевальная.
В этой музыке – веселье и задор -
Танцевать все будут ПОЛЬКУ ... КАРНАВАЛЬНУЮ!

Вариант-3

Карнавал к нам приходит в город!
Город наш и красив и молод!
И танцуют колонны ростральные
С нами ПОЛЕЧКУ ... КАРНАВАЛЬНУЮ!

Вариант-4

Любим разные танцы бальные!
Есть в них строгость, а есть в них и смех…
Только ПОЛЕЧКУ ... КАРНАВАЛЬНУЮ!
Все же любим мы больше всех!

Видео к танцу "Карнавальная полька"

Упражнения к танцу и основные фигуры композиции демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения (ГМО) педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.

Видеозапись полной композиции танца выполнена на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова по отечественной программе, ежегодно проводимом Комитетом по образованию СПб и Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных (2011 год).

Музыкальное сопровождение

Варианты музыки для исполнения "Карнавальная полька" (доступно для скачивания):

Карнавальная полька - вариант 1

Карнавальная полька - вариант 2

Карнавальная полька - вариант 3