Классические бальные танцы

Вальс-миньон (1-ая редакция)

Автор - Гавликовский Н.Л.

Танец создан в конце ХIХ века.

Музыка:

Музыкальный размер 3/4, темп умеренный - 44 такта в минуту.

Описание танца

Запись танца Ивановой Е.И.

В соответствии с литературой композиция танца "Вальс-миньон" Гавликовского Н.Л. занимает 4 такта музыкального сопровождения и состоит из двух чередующихся движений: шаг-глиссад и половина вальсового поворота. Композиция танца отечественной программы "Вальс-миньон" (по литературе - "Миньон") включает в себя 4-ех тактную композицию Гавликовского Н.Л. в качестве составной части.

1-ая редакция танца "Вальс-миньон" (программный танец для для детей 8-9 лет) - это, так называемый, "ленинградский вариант", его относят к ленинградской школе отечественных бальных танцев.

2-ая редакция танца "Вальс-миньон" (программный танец для для детей 10-11 лет) - это, так называемый, "московский вариант", его относят к московской школе отечественных бальных танцев.

Основные танцевальные элементы:

Исходное положение:

Танцующие стоят по кругу парами, лицом друг к другу на небольшом расстоянии. мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру.

Ноги – в 3 позиции: у мальчика – левая нога впереди, у девочки – правая нога впереди.

Руки подняты во 2 позицию.

Левая рука мальчика и правая рука девочки округлены в локтях и кисти соединены в позиции "за пальчики": пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика, кончики пальцев рук девочки направлены в центр ладони руки мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами. (Мальчик своим большим пальцем придерживает пальцы девочки сверху, а девочка своим большим пальцем придерживает пальцы мальчика снизу.)

Свободные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) почти выпрямлены в сторону. Кисть повернута ладонью вниз.

Мальчик начинает танец с левой ноги.

Девочка начинает танец с правой ноги.

Такт, счет
Описание движения
1-ая фигура (1-8 такты)
1 такт            

Счет:

И-1-2-3

Па балансе в сторону, по линии танца.

Мальчик исполняет па балансе с левой ноги влево, девочка – с правой ноги вправо.

Корпус чуть-чуть поворачивается в сторону движения (у мальчика - налево, у девочки - направо) и немного отклоняется в сторону, противоположную движению (у мальчика как бы растягивается левая сторона корпуса, у девочки - правая).

Соединенные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) плавно поднимаются в 3 позицию, образуя "окошечко".

Мальчик поворачивает голову влево и слегка наклоняет ее к своему правому плечу. Девочка поворачивает голову вправо и слегка наклоняет ее к своему левому плечу. Партнеры как бы заглядывают в "окошечко", образованное соединенными руками.

По окончании исполнения па балансе: мальчик стоит на левой ноге, правая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки левой ноги сзади; девочка стоит на правой ноге, левая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки правой ноги сзади.

2 такт

Счет:

И-1-2-3

Па вальса против линии танца.

С поворотом спиной по линии танца (лицом против линии танца), партнеры исполняют па вальса вперед, вдоль линии танца.

МАЛЬЧИК:

Счет И- Поворот на левой ноге вправо на 90 град., спиной по линии танца,

Счет 1-2-3- Па вальса с правой ноги вперед (против линии танца).

ДЕВОЧКА:

Счет И- Поворот на правой ноге влево на 90 град., спиной по линии танца,

Счет 1-2-3- Па вальса с левой ноги вперед (против линии танца).

Соединенные руки из 3 позиции плавно опускаются вниз и переводятся вперед в позицию "Полонеза": руки соединены перед корпусом на уровне 1 позиции. Кисть правой руки девочки лежит сверху на кисти левой руки мальчика. Локти слегка смягчены.

Свободные руки остаются примерно на уровне 2 позиции.

По окончании движения партнеры стоят в положении спиной по линии танца (лицом против линии танца).

Плечи – ровно. (Свободную руку назад не отводить.)

Головы слегка повернуты друг к другу.

Ноги – в 3 позиции, у мальчика - левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.

3 такт

Счет:

И-1-2-3

Па балансе вперед, против линии танца.

Мальчик исполняет па балансе вперед - с левой ноги, девочка – с правой ноги.

Па балансе вперед исполняется точно в положении спиной по линии танца (лицом против линии танца). При этом движении не должно быть ни наклона, ни поворота корпуса. Плечи – ровно.

Головы слегка повернуты друг к другу.

Руки не меняют положения: соединенные руки остаются в позиции "Полонеза", свободные руки - примерно на уровне 2 позиции.

По окончании Па балансе: мальчик стоит на левой ноге, правая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки левой ноги сзади, девочка стоит на правой ноге, левая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки правой ноги сзади.

4 такт

Счет:

1-И-2-И-3

Три шага, возвращаясь в исходное положение.

Танцоры исполняют три шага вдоль линии танца, возвращаясь в положение лицом друг к другу.

МАЛЬЧИК:

Счет 1- Шаг правой ногой назад (вдоль линии танца), слегка смягчая колено,

Счет И- Поворот на правой ноге влево на 90 град. - спиной к центру (левая нога проходит по полу рядом с опорной правой ногой),

Счет 2- Шаг левой ногой в сторону на низкие полупальцы (вдоль линии танца),

Счет И- Скользящим движением подтянуть правую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 позицию позади левой ноги,

Счет 3- Опуститься на полные ступни в 3 позицию (левая нога спереди).

ДЕВОЧКА:

Счет 1- Шаг левой ногой назад (вдоль линии танца), слегка смягчая колено,

Счет И- Поворот на левой ноге вправо на 90 град. - лицом к центру (правая нога проходит по полу рядом с опорной левой ногой),

Счет 2- Шаг правой ногой в сторону на низкие полупальцы (вдоль линии танца),

Счет И- Скользящим движением подтянуть левую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 позицию позади правой ноги,

Счет 3- Опуститься на полные ступни в 3 позицию (правая нога спереди).

Соединенные руки плавно опускаются вниз и опять поднимаются в сторону во 2 позицию. Кисти соединяются в позицию "за пальчики".

Свободные руки остаются во 2 позиции.

По окончании движения партнеры возвращаются в исходное положение танца.

5-8 такты Повтор движений 1-4 тактов.

По окончании движения партнеры возвращаются в исходное положение танца.

2-ая фигура (9-16 такты)
9 такт

Счет:

И-1-2-3

Па глиссад по линии танца.

Мальчик исполняет па глиссад с левой ноги влево, девочка – с правой ноги вправо.

При исполнении этого движения мальчик поворачивает голову направо, девочка - налево.

В конце движения партнеры плавно принимают закрытую позицию. (Описание закрытой позиции - см. в описании танцевального элемента Вальсовые повороты по 3 позиции.)

Чтобы в конце движения принять закрытую позицию, партнеры должны выполнить этот па глиссад слегка по диагонали друг к другу (чуть приближаясь). У мальчика шаг должен быть немного больше, чем у девочки.

По окончании движения партнеры находятся в закрытой позиции, мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.

Ноги – в 3 позиции: у мальчика - левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.

Головы у обоих партнеров поворачиваются налево.

10 такт

Счет:

И-1-И-2-И-3

Полтура вальсового поворота.

В закрытой позиции партнеры исполняют полтура вальсового поворота по 3 позиции

Мальчик исполняет вторую половину вальсового поворота (с левой ноги).

Девочка исполняет первую половину вальсового поворота (с правой ноги).

По окончании движения партнеры поменялись местами: мальчик находится лицом к центру, девочка - спиной к центру.

Партнеры остаются в закрытой позиции.

Ноги – в 3 позиции: у мальчика - правая нога впереди, у девочки - левая нога впереди.

11 такт

Счет:

И-1-2-3

Па глиссад по линии танца.

Оставаясь в закрытой позиции, мальчик теперь исполняет па глиссад с правой ноги вправо, а девочка – с левой ноги влево.

Па глиссад в закрытой позиции исполняется параллельно друг другу, точно вдоль линии танца.

При исполнении этого движения, девочка поворачивает голову направо, а затем снова возвращает ее в положение закрытой позиции - налево. У мальчика голова остается повернутой налево.

По окончании движения партнеры находятся в закрытой позиции, мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру.

Ноги – в 3 позиции: у мальчика - правая нога впереди, у девочки - левая нога впереди.

Головы у обоих партнеров повернуты налево.

12 такт

Счет:

И-1-И-2-И-3

Полтура вальсового поворота.

В закрытой позиции партнеры исполняют еще полтура вальсового поворота по 3 позиции.

Мальчик теперь исполняет первую половину вальсового поворота (с правой ноги).

А девочка исполняет вторую половину вальсового поворота (с левой ноги).

По окончании движения партнеры вернулись на свои места в исходное положение: мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.

Партнеры остаются в закрытой позиции.

Ноги – в 3 позиции: у мальчика - левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.

13-16 такты Повтор движений 9-12 тактов.

При повторе все движения 9-12 тактов партнеры исполняют в закрытой позиции.

В конце 16 такта партнеры принимают исходное положение танца.

Замечания к танцу

  • Название танца:
  • Mignon (франц.) - 1) милый, симпатичный, хорошенький, прелестный, 2) маленький

  • Характер танца:
  • Танец плавный, мягкий, нежный, спокойный, деликатный, сдержанный.

  • В танце нет больших шагов, сильных, активных, резких движений.
  • Движения должны быть плавными, мягкими, грациозными.
  • Для украшения танца в конце 9 такта только мальчик может правой рукой взять девочку в закрытую позицию (для исполнения вальсового поворота). Девочка же в конце 9 такта может еще оставить свою левую руку отведенной в сторону и опустить ее на плечо мальчика (в закрытую позицию) только на первом шаге вальсового поворота 10-ого такта.

Литература

  1. "Руководство для изучения танцев". Гавликовский Н.Л. Издание 4-е, испр., Изд. Лань, Планета музыки, СПб, 2010 г.
  2. "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд Молодая гвардия, М., 1953 г.
  3. Описание 2-ой редакции танца.

  4. "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  5. Описание 2-ой редакции танца.

  6. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  7. Описание 2-ой редакции танца.

  8. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
  9. Описание 1-ой редакции танца.

  10. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  11. Описание 1-ой редакции танца.

Стихи-загадки для детей о танце "Вальс-миньон"

Вариант-1

Славный, маленький МИНЬОН
Гавликовским сочинен:
Балянсе и поворот,
Музыка с собой зовет!
Шаг-глиссад и вальс вдвоём.
Быстро в пары все встаём!

Вариант-2

Шаг-глиссад и вальс вдвоём -
Так танцуем ... ВАЛЬС-МИНЬОН.

Видео к танцу "Вальс-миньон"

На видео основные фигуры и композицию танца демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.

Первую фигуру танца (1-4 такты) демонстрируют педагоги танцев Короткова Н.Ф. и Васильева С.Л. Запись выполнена на семинаре Городского методического объединения (ГМО) педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных в 2012 г.

Видеозапись полной композиции танца выполнена на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев по отечественной программе, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова, ежегодно проводимом Комитетом по Образованию СПб и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных.

Музыкальное сопровождение

Варианты музыки для исполнения "Вальс-миньон" (доступно для скачивания):

Вальс-миньон - вариант 1

Вальс-миньон - вариант 2

Вальс-миньон - вариант 3