Классические бальные танцы

Па Зефир

Автор - Н.П. Яковлев.

Танец создан в конце XIX - начале XX века.

Музыка:

Музыкальный размер 4/4, темп умеренный - 24 такта в минуту.

Счет: (И)-1-2-3-4.

Описание танца

Запись танца Ивановой Е.И.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Основные танцевальные элементы и фигуры:

Исходное положение:

Танцующие стоят по кругу парами, лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика). Девочка стоит чуть впереди мальчика.

Ноги – в 3 позиции, правая нога впереди.

Позиция рук:

Левая рука мальчика и левая рука девочки соединены перед корпусом мальчика на уровне 1-ой позиции. Левая рука мальчика – перед его корпусом, локоть округлен и повернут в сторону. Левая рука девочки вытянута вперед/в сторону и чуть смягчена в локте.

Позиция кистей соединенных рук партнеров – "за пальчики". (Ладонь левой руки мальчика немного развернута вверх. Ладонь левой руки девочки лежит сверху. Пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика, кончики пальцев левой руки девочки направлены в центр ладони левой руки мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами.)

Ладонью своей правой руки мальчик слегка придерживает девочку за спину. (Не обнимает ее за талию, а просто сопровождает ее своей правой рукой.) Локоть правой руки мальчика слегка смягчен и направлен назад (не висит).

Свободная правая рука девочки – в бальной позиции, чуть отведена от корпуса (или придерживает юбочку).

Голова мальчика чуть повернута вправо. Взгляд - на девочку.

Голова девочки чуть повернута влево, в сторону мальчика.

Мальчик и девочка начинают танец с правой ноги.

Такт,счет
Описание движения
Первая часть - 8 тактов
1 такт

Счет:

И-1-2-3-4

Затакт (И): Вывести правую ногу вперед на носок (battement tendu – баттман тандю правой ногой вперед).

Счет 1: Шаг правой ногой вперед. Левая нога остается сзади на носке (выворотно).

Счет 2: Небольшое приседание (plié - плие) на правой ноге (колено - в сторону).

Одновременно левая нога подтягивается носком по полу к щиколотке правой ноги в позицию sur le coup de pied позади правой ноги. Левая нога согнута в колене (колено - в сторону), носок оттянут и слегка касается пола.

Счет 3: Шаг левой ногой с носка назад, плавно поднимаясь из приседания. Правая нога остается впереди на носке в 4 поз.

Счет 4: Колени обеих ног выпрямляются, подъем правой ноги вытягивается. Правая нога задерживается впереди на носке в 4 поз. (Не акцентировать «точку», а просто удержать ногу носком на полу.)

Голова слегка поворачивается вправо.

2 такт

Счет:

И-1-2

И-3-4

Затакт (И): Колени обеих ног смягчаются. Правая нога скользит по полу, проходит через 1 поз. и выводится назад на носок. (Правая нога проходит рядом с левой ногой «плоско» - пятка правой ноги опускается на пол.)

Счет 1: Шаг правой ногой назад, постепенно выпрямляя колени. Левая нога остается впереди на носке в 4 поз.

Счет 2: Колени обеих ног выпрямляются, подъем левой ноги вытягивается. Левая нога задерживается впереди на носке в 4 поз. (Не акцентировать «точку», а просто удержать ногу носком на полу.)

Голова слегка поворачивается влево.

Счет И: Колени обеих ног опять смягчаются. Левая нога скользит по полу, проходит через 1 поз. и выводится назад на носок. (Левая нога проходит рядом с правой ногой «плоско» - пятка левой ноги опускается на пол.)

Счет 3: Шаг левой ногой назад, постепенно выпрямляя колени. Правая нога остается впереди на носке в 4 поз.

Счет 4: Приставить правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. Колени обеих ног выпрямляются.

Голова прямо.

3 такт

Счет:

И-1-И-2

И-3-И-4

Два па шассе вперед по линии танца.

Затакт (И): Подняться на полупальцы обеих ног, колени почти выпрямлены.

Счет 1-И-2: Па шассе с правой ноги вперед и чуть вправо.

Голова повернута направо.

Счет И: Скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу к правой ноге в 1 поз. и подняться на полупальцы обеих ног. Колени почти выпрямлены.

Счет 3-И-4: Па шассе с левой ноги вперед и чуть влево

Голова повернута налево.

4 такт

Счет:

1-2-3-4

Четыре шага вперед по линии танца.

Счет 1-2-3-4: Четыре танцевальных шага вперед по линии танца, начиная с правой ноги (правой, левой, правой, левой).

Окончание такта: вес тела - на опорной левой ноге, правая нога - сзади на носке.

5-7 такты Повторить движения 1-3 тактов.
8 такт

Счет:

1-2-3-4

Два шага вперед по линии танца и поворот лицом друг к другу.

Счет 1-2: Два танцевальных шага вперед по линии танца, начиная с правой ноги (правой, левой).

Счет 3: Шаг с поворотом:

МАЛЬЧИК - шаг правой ногой вперед по линии танца с поворотом на ней вправо на 90 град., спиной к центру.

ДЕВОЧКА - шаг правой ногой вперед по линии танца с поворотом на ней влево на 90 град., лицом к центру.

Руки партнеров разъединяются и переводятся в бальную позицию (чуть отведены от корпуса).

Счет 4: Приставка: приставить левую ногу позади правой ноги в 3 поз.

По окончании движения партнеры стоят лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Ноги – в 3 позиции (правая нога впереди). Руки – в бальной позиции.

Вторая часть - 8 тактов
9 такт

Счет:

И-1-2-3-4

Основное движение танца Па де грас вправо.

Оба партнера начинают движение с правой ноги и движутся вправо, вдоль линии танца, удаляясь друг от друга.

Головы партнеров повернуты друг к другу (налево), взгляд на своего партнера.

10 такт

Счет:

И-1-2-3-4

Основное движение танца Па де грас влево.

Оба партнера начинают движение с левой ноги и движутся влево, вдоль линии танца, приближаясь друг к другу.

Головы партнеров повернуты друг к другу (налево), взгляд на своего партнера.

По окончании 10-ого такта партнеры возвращаются в позицию: лицом друг к другу, мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.

Правая нога – впереди на носке в 4 поз.

Руки в бальной позиции.

Головы - прямо, взгляд друг на друга.

11 такт

Счет:

И-1-2-3-4

Счет 1: Шаг правой ногой с носка - вперед (друг к другу), на вытянутую правую ногу. Шаг - небольшой, на то место, где находился носок вытянутой вперед правой ноги. Левая нога остается сзади на носке (выворотно).

Выполняя этот шаг, партнеры подают друг другу правые руки и соединяют их на уровне 1 позиции, локти округлены. (Правые руки должны из бальной позиции пройти через подготовительную позицию и подняться в 1 позицию.)

Счет 2: Небольшое приседание (plié - плие) на правой ноге (колено - в сторону). Одновременно левая нога подтягивается носком по полу к щиколотке правой ноги в позицию sur le coup de pied позади правой ноги. Левая нога согнута в колене (колено - в сторону), носок оттянут и слегка касается пола.

Соединенные правые руки плавно поднимаются вверх в 3 позицию, образуя "окошечко".

Головы партнеров слегка наклоняются влево (к левому плечу). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук (в "окошечко").

Плечи партнеров параллельны. (Не уводить левое плечо назад.)

Счет 3: Шаг левой ногой с носка назад, плавно поднимаясь из приседания. Правая нога остается впереди на носке в 4 поз.

Соединенные правые руки опускаются на уровень 1-ой позиции, локти округлены.

Счет 4: Приставить правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. Колени обеих ног выпрямляются.

Голова прямо.

12 такт

Счет:

И-1-И-2-3-4

Па шассе по кругу и шаг с приставкой.

Затакт (И): Подняться на полупальцы обеих ног, колени почти выпрямлены.

Счет 1-И-2: Не разъединяя правых рук, партнеры исполняют одно па шассе с правой ноги вперед по совместному маленькому кругу вправо (по часовой стрелке), проходя мимо правого плеча партнера и меняясь местами (мальчик движется от центра, девочка - к центру).

Голова повернута направо, взгляд на партнера.

При движении партнеров по кругу позиция соединенных правых рук (1 поз.) сохраняется. Локти округлены.

Счет 3: Шаг левой ногой вперед по кругу с поворотом на ней вправо, лицом друг к другу (мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру).

При этом партнеры разъединяют правые руки и плавно опускают их в бальную позицию.

Счет 4: Приставить правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз.

По окончании движения партнеры поменялись местами (мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру). Ноги – в 3 поз., правая нога впереди. Руки – в бальной позиции.

13-15 такты Повторить движения 9-11 тактов в положении: мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру.
16 такт

Счет:

И-1-И-2-3-4

Па шассе по кругу и шаг с приставкой.

Затакт (И): Правая нога подтягивается спереди к левой ноге в 3 поз., подняться на полупальцы обеих ног. Колени почти выпрямлены.

Счет 1-И-2: Не разъединяя правых рук, партнеры исполняют одно па шассе с правой ноги вперед по совместному маленькому кругу вправо (по часовой стрелке), снова проходя мимо правого плеча партнера и возвращаясь на свои места (мальчик движется к центру, девочка - от центра).

Голова повернута направо, взгляд на партнера.

При движении партнеров по кругу позиция соединенных правых рук (1 поз.) сохраняется. Локти округлены.

Счет 3:

МАЛЬЧИК - шаг левой ногой вперед по линии танца.

ДЕВОЧКА - шаг левой ногой вперед против линии танца с поворотом на ней вправо на 180 град. до положения лицом по линии танца.

При этом партнеры разъединяют правые руки.

Счет 4: Приставить правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. и принять исходное положение танца.

Замечания к танцу

  • Название танца:
  • Pas (m) (франц.) – шаг (танцевальное движение).

    Zéphyr (m) (франц.) - Зефир – тёплый, легкий (западный) ветер. В античном искусстве Зефира изображали в виде юноши с крыльями бабочки за спиной.

    Pas Zéphyr (Па зефир) – движения (шаги) Зефира (ветерка).

  • Характер танца: Па зефир – танец легкий, воздушный, летящий.
  • Движения – легкие, скользящие. Танец исполняется сдержанно, мягко, плавно.

  • Оба партнера начинают все движения танца с правой ноги.
  • Все шаги выполняются с носка.
  • Шаги вперед и назад вдоль линии танца выполняются по одной прямой.
  • На всех плие следить за выворотной позицией ног.
  • Перед изучением танца Па зефир, рекомендуется изучить танцы Па де грас и Па де патинер (Танец конькобежцев), фигуры которых использованы в композиции Па зефира.
  • Фигуры танца Па де грас в этой композиции исполняются чуть легче, но так же выдерживаются точки, остановки, фиксируются позы.

Литература

  1. " Бальный танец". Резникова З. Изд. «Госкультпросветиздат», М., 1953 г.
  2. "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  3. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.

Стихи для детей о танце "Па зефир"

Вариант-1

Легкость ветра в танце этом.
И зефира нежность в нем.
Как пушинки над паркетом
В ПА ЗЕФИРЕ мы плывем.

Вариант-2

Воздушный танец, как зефир.
Скользим над полом мы легко.
Танцуем танец ПА ЗЕФИР
И мчимся с ветром далеко!

Вариант-3

Танец - легкий ветерок,
Как зефир он нежный.
Так порхает мотылёк
Утром в роще свежей.

Вариант-4

Шаг изящный и воздушный,
Ветру быстрому послушный.
ПА ЗЕФИР мы исполняем
И над полом все летаем.

Видео к танцу "Па зефир"

Основные фигуры и композицию танца демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения (ГМО) педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.

Полная композиция танца представлена на двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

Вторая запись выполнена в 2011 г. на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев по отечественной программе, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова ежегодно проводимом Комитетом по образованию СПб и Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных.

Музыкальное сопровождение

Варианты музыки для исполнения танца "Па зефир" (доступно для скачивания):

Па зефир - вариант 1

Па зефир - вариант 2

Па зефир - вариант 3