Авторы - С.И. Жуков, В.Л. Жуков и Р.Г. Школьникова.
Танец создан в 1932-1934 г.
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 12-13 лет.
Музыка:
Музыкальный размер 3/4, темп - 52-54 такта в минуту.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Запись танца Ивановой Е.И.
Основные танцевальные элементы и движения танца:
Композиция танца.
Композиция танца занимает 32 такта музыкального сопровождения.
Композиция состоит из 4-ех фигур.
Каждая фигура исполняется на 8 тактов.
Исходное положение партнеров перед музыкальным вступлением:
Танцующие размещаются по кругу парами, лицом к центру круга (девочка справа от мальчика).
Ноги – в 1-ой позиции.
Руки опущены вниз, вдоль корпуса.
Приглашение на музыкальное вступление:
Мальчик делает шаг правой ногой вперед/по диагонали, перед девочкой, поворачиваясь к ней лицом (спиной к центру). Затем - шаг левой ногой в сторону (вдоль линии танца), приподнимая голову. И, приставляя правую ногу к левой ноге, приглашает девочку поклоном головы.
Девочка отвечает партнеру реверансом.
Партнеры принимают закрытую позицию для классических бальных танцев .
Исходное положение в паре после приглашения на музыкальное вступление: закрытая позиция для классических бальных танцев.
(Мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.)
Мальчик начинает танец с левой ноги.
Девочка начинает танец с правой ноги.
Такт, счет |
Описание движения |
  | 1-ая фигура (1-8 такты) |
1 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па балансе в сторону, по линии танца.
Мальчик исполняет па балансе в сторону с левой ноги влево, девочка – с правой ноги вправо. Голова девочки поворачивается в сторону исполнения балансе – направо. У мальчика голова не меняет положения, так как в исходной позиции она уже повернута налево. |
2 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па балансе в сторону, против линии танца.
Мальчик исполняет па балансе в сторону с правой ноги вправо, девочка – с левой ноги влево. Головы обоих партнеров поворачиваются в сторону исполнения балансе. Одновременно с исполнением второго балансе мальчик снимает свою правую руку со спины девочки и плавно открывает ее в сторону, предлагая девочке. Девочка снимает свою левую руку с плеча мальчика и кладет ее в правую руку мальчика. Правая рука мальчика и левая рука девочки соединяются во 2-ой позиции. |
3 и 4 такты | Сольные вальсовые повороты партнеров с продвижением по линии танца.
Каждый из партнеров исполняет полный вальсовый поворот: мальчик - влево, девочка – вправо. |
3 такт
Счет: 1-2-3 |
Первая половина вальсового поворота «с недоворотом». (Фактически это - па вальса по линии танца.)
При исполнении первой половины вальсового поворота левая рука мальчика и правая рука девочки разъединяются и переводятся в бальную позицию. Мальчик начинает движение с левой ноги, девочка - с правой. МАЛЬЧИК: Счет 1- с поворотом корпуса влево до положения лицом по линии танца, шаг левой ногой (смягчая ее в колене) вперед по линии танца. Счет 2- шаг правой ногой вперед по линии танца на низкие полупальцы. Счет 3 - приставить левую ногу в 3-ью позицию позади правой ноги (опуститься на полные ступни). Корпус продолжает поворот влево до положения - лицом по диагонали к центру по линии танца. Поворот головы мальчика и взгляд - направо, через правое плечо, на девочку. При исполнении этого движения правая рука мальчика, соединенная с левой рукой девочки, проводятся через низ – вперед, и поднимается на уровень 1-ой позиции. ДЕВОЧКА исполняет аналогичные движения, начиная с правой ноги и поворачиваясь вправо. 3-ий такт заканчивается в положении: Мальчик – лицом по диагонали к центру по линии танца, ноги в 3-ей позиции, правая нога спереди. Девочка – лицом по диагонали от центра по линии танца, ноги в 3-ей позиции, левая нога спереди. Правая рука мальчика и левая рука девочки соединены впереди на уровне 1-ой позиции. Левая рука мальчика и правая рука девочки - в бальной позиции. Поворот головы и взгляд партнеров – через плечо, друг на друга. |
4 такт
Счет: 1-2-3 |
Вторая половина вальсового поворота. (Поворот осуществляется более, чем на 180 град.)
При исполнении второй половины вальсового поворота правая рука мальчика и левая рука девочки также разъединяются и переводятся в бальную позицию. Вторую половину вальсового поворота партнеры исполняют, не держась за руки. МАЛЬЧИК - с правой ноги исполнят вторую половину вальсового поворота влево: Счет 1- шаг правой ногой вперед по линии танца, с активным поворотом на ней влево до положения - спиной к центру. Счет 2- шаг на низкие полупальцы левой ноги в сторону (по линии танца). Счет 3 - приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги (опуститься на полные ступни). ДЕВОЧКА – с левой ноги аналогично исполнят вторую половину вальсового поворота вправо. 4-ый такт заканчивается в положении партнеров лицом друг к другу: Мальчик – спиной к центру, ноги в 3-ей позиции, левая нога спереди, Девочка - лицом к центру, ноги в 3-ей позиции, правая нога спереди. Заканчивая вторую половину вальсового поворота, партнеры (в положении лицом друг к другу) соединяют руки во 2-ой позиции. |
5-8 такты | Повтор движений 1-4 тактов.
На 8-ом такте, исполняя вторую половину вальсового поворота, партнеры немного расходятся друг от друга. Для этого первый шаг 8-ого такта мальчик исполняет правой ногой не по линии танца, а по диагонали к центру. Девочка, соответственно, исполняет первый шаг левой ногой не по линии танца, а по диагонали от центра. В конце 8-ого такта, заканчивая поворот в положении лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру), партнеры не соединяют руки, а переводят обе руки в подготовительную позицию. При этом мальчик приставляет правую ногу в 3-ью позицию перед левой ногой без веса. Девочка приставляет левую ногу в 3-ью позицию позади правой ноги, перенося вес на левую ногу. ОКОНЧАНИЕ 1-ой фигуры (8-ой такт): Партнеры стоят лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру), на небольшом расстоянии друг от друга. Допускается небольшой поворот корпусов партнеров правыми плечами друг к другу (положение «эпольман»). Ноги – в 3-ей позиции, у обоих партнеров правая нога впереди. Руки - в подготовительной позиции. |
  | 2-ая фигура (9-16 такты) |
9 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па балансе вперед, навстречу друг другу, с правой ноги.
Оба партнера с правой ноги исполняют па балансе вперед, друг к другу. На счет 1 (при исполнении первого шага па балансе) партнеры подают друг другу правые руки, соединяя их на высоте 1-ой позиции, а затем соединенные правые руки поднимают вверх в 3-ью позицию. Поднятые руки округлены, образуют овал - "окошечко". Свободные левые руки переводятся в бальную позицию. Корпусы партнеров в положении - прямо друг к другу, плечи параллельны. Головы наклоняются к левому плечу. Взгляд друг на друга - "под руку" (в "окошечко"). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук. |
10 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па балансе назад, друг от друга, с левой ноги.
Оба партнера с левой ноги исполняют па балансе назад, друг от друга. На счет 1 (при исполнении первого шага па балансе) соединенные правые руки партнеров, не разъединяясь, опускаются перед корпусом на уровень 1-ой позиции, локти округлены и направлены в сторону. Свободные левые руки - в бальной позиции. Корпусы партнеров остаются в положении - прямо друг к другу, плечи параллельны. Допускается небольшой поворот корпусов партнеров правыми плечами друг к другу (положение «эпольман»). Головы чуть отклоняются назад и вправо, к правому плечу. Взгляд друг на друга. |
11 такт
Счет: 1-2-3 |
Первая половина вальсового поворота вправо (с правой ноги) со сменой мест партнеров.
Не разъединяя правых рук, партнеры с правой ноги исполняют первую половину вальсового поворота вправо, меняясь местами. Счет 1- оба партнера исполняют шаг правой ногой вперед (друг к другу), смещаясь к правому плечу партнера, с поворотом на правой ноге вправо на 1/4 круга (до положения мальчик - спиной по линии танца, девочка - лицом по линии танца), оставаясь в позиции лицом друг к другу. Соединенные правые руки опять поднимаются в 3-ью позицию. Поднятые руки округлены, образуют овал - "окошечко". Свободные левые руки - в бальной позиции. Головы наклоняются к левому плечу. Взгляд - "под руку" (в "окошечко"). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук. Счет 2- продолжая поворот вправо, оба партнера исполняют шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед/в сторону, по диагонали (мальчик - от центра, против линии танца, девочка - к центру, по линии танца), переходя на место партнера (меняясь местами) и доворачиваясь на левой ноге еще на 1/4 круга вправо (до положения: мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру), по прежнему оставаясь в позиции лицом друг к другу. Руки положения на меняют. Счет 3- оба партнера приставляют правую ногу в 3-ью позицию перед левой ногой (опуститься на полные ступни). ОКОНЧАНИЕ 11-ого такта: Партнеры поменялись местами: мальчик - лицом к центру, девочка - перед ним, спиной к центру. Корпусы партнеров в положении - прямо друг к другу, плечи параллельны. Ноги – в 3-ей позиции, у обоих партнеров правая нога впереди. Соединенные правые руки подняты в 3-ью позицию и образуют овал - "окошечко". Свободные левые руки – в бальной позиции. Головы наклонены к левому плечу. Взгляд - "под руку" (в "окошечко"). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук. |
12 такт
Счет: И-1-2-3 |
Па балансе назад, друг от друга, с левой ноги.
Поменявшись местами, оба партнера с левой ноги исполняют па балансе назад, друг от друга. На счет 1 (при исполнении первого шага па балансе) соединенные правые руки партнеров, не разъединяясь, опускаются перед корпусом на уровень 1-ой позиции, локти округлены и направлены в сторону. Свободные левые руки - в бальной позиции. Корпусы партнеров остаются в положении - прямо друг к другу, плечи параллельны. Допускается небольшой поворот корпусов партнеров правыми плечами друг к другу (положение «эпольман»). Головы чуть отклоняются назад и вправо, к правому плечу. Взгляд друг на друга. |
13 и 14 такты | Повтор движений 9-10 тактов.
В положении мальчик-лицом к центру, девочка-спиной к центру, не разъединяя правых рук партнеры повторяют движения 9-10 тактов: Па балансе вперед (друг к другу) с правой ноги. Па балансе назад (друг от друга) с левой ноги. |
15 такт
Счет: 1-2-3 |
Повтор движений 11 такта - первая половина вальсового поворота вправо (с правой ноги) со сменой мест партнеров (возвращение на свои места).
МАЛЬЧИК исполняет первую половину вальсового поворота вправо с правой ноги «с недоворотом», заканчивая движение в положении - лицом по линии танца и приставляя правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги: Счет 1- шаг правой ногой вперед, к правому плечу девочки, с поворотом на правой ноге вправо на 1/4 (до положения - лицом по линии танца). Счет 2- в положении - лицом по линии танца, шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед/в сторону, по диагонали к центру. Счет 3- приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги (левая нога спереди) (опуститься на полные ступни). ДЕВОЧКА полностью повторяет движения 11 такта, исполняя первую половину вальсового поворота вправо с правой ноги, до положения лицом к центру, приставляя правую ногу в 3-ью позицию перед левой ногой (правая нога спереди). На этом движении соединенные правые руки партнеров опять поднимаются в 3-ью позицию. Поднятые руки округлены, образуют овал - "окошечко". Свободные левые руки - в бальной позиции. Головы наклоняются к левому плечу. Взгляд - "под руку" (в "окошечко"). Партнеры смотрят друг на друга из-под соединенных правых рук. |
16 такт
Счет: 1-2-3 |
Выход в позицию для сольных поворотов девочки.
МАЛЬЧИК (в положении лицом по линии танца) исполняет па глиссад с левой ноги вперед по линии танца: Счет 1-2- скользящий шаг левой ногой вперед по линии танца (с предварительным небольшим плие на двух ногах). Счет 3- приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги, выпрямляя колени обеих ног (левая нога – спереди). ДЕВОЧКА: Счет 1- шаг левой ногой назад, от центра (немного отходя от партнера), с поворотом на левой ноге вправо, до положения лицом по диагонали к центру по линии танца. Счет 2 - шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед/в сторону по линии танца. Счет 3- приставить левую ногу в 3-ью позицию позади правой ноги (правая нога – спереди) (опуститься на полные ступни). ОКОНЧАНИЕ 2-ой фигуры (16-ый такт): МАЛЬЧИК – лицом по линии танца. Ноги – в 3-ей позиции, левая нога впереди. Правая рука мальчика соединена с правой рукой девочки на высоте 3-ей позиции над головой девочки. Левая рука мальчика - в бальной позиции. Голова мальчика повернута к девочке (направо). Взгляд на девочку. ДЕВОЧКА – лицом по диагонали к центру по линии танца (чуть впереди мальчика). Ноги – в 3-ей позиции, правая нога впереди. Правая рука девочки - в 3-ей позиции и соединена с правой рукой мальчика (мальчик своей правой рукой держит правую руку девочки у нее над головой). Левая рука девочки - в бальной позиции, находится за корпусом мальчика и направлена по диагонали к центру против линии танца. Голова девочки повернута к мальчику (налево). Взгляд на мальчика. |
  | 3-ья фигура (17-24 такты) |
17-24 такты | Сольные вальсовые повороты девочки под рукой партнера.
МАЛЬЧИК: 17-23 такты - исполняет семь вальсовых дорожек вперед по линии танца, начиная с левой ноги. (Остановка - на левой ноге, правая нога - сзади на носке.) Все внимание мальчика на этих движениях (поворот головы и взгляд) - к девочке. 24 такт – исполняет первую половину вальсового поворота вправо с правой ноги «с недоворотом», до положения - спиной к центру (лицом к девочке): Счет 1- шаг правой ногой вперед по линии танца с поворотом на ней вправо до положения – спиной к центру. Счет 2- шаг на низкие полупальцы левой ноги в сторону, по линии танца. Счет 3- приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги (опуститься на полные ступни). ДЕВОЧКА: 17-24 такты - исполняет четыре сольных вальсовых поворота вправо под соединенными правыми руками, продвигаясь вперед по линии танца. 17-18 такты - 1-ый сольный вальсовый поворот девочки вправо: 17 такт - Первая половина сольного вальсового поворота вправо «с недоворотом». (Фактически - па вальса по линии танца.) На этом такте девочка исполняет па вальса с правой ноги вперед по линии танца, с поворотом корпуса из положения – лицом по диагонали к центру по линии танца, до положения – лицом по диагонали от центра по линии танца. Счет 1- с поворотом корпуса вправо до положения лицом по линии танца, шаг правой ногой (смягчая ее в колене) вперед по линии танца. При этом девочка плавно проводит свою левую руку через низ и выводит ее в бальную позицию уже перед корпусом мальчика. Счет 2- шаг левой ногой вперед по линии танца на низкие полупальцы. Счет 3- приставить правую ногу в 3-ью позицию позади левой ноги (опуститься на полные ступни). Корпус продолжает поворот вправо до положения - лицом по диагонали от центру по линии танца. Левая рука девочки вместе с поворотом корпуса естественно переводится в направление - по диагонали к центру по линии танца. Поворот головы девочки и взгляд - налево, через левое плечо, на мальчика. 18 такт – Вторая половина сольного вальсового поворота вправо. На этом такте девочка исполняет 3/4 поворота вправо: из положения – лицом по диагонали от центра по линии танца, до положения – лицом по диагонали к центру по линии танца. Счет 1- шаг левой ногой вперед по линии танца с активным поворотом на ней вправо до положения – лицом к центру. Счет 2 - шаг на низкие полупальцы правой ноги в сторону (по линии танца), доворачиваясь на правой ноге до положения - лицом по диагонали к центру по линии танца. Счет 3- приставить левую ногу в 3-ью позицию позади правой ноги (опуститься на полные ступни). Вторая половина сольного вальсового поворота более активная, и девочка заканчивает ее снова в положении – лицом по диагонали к центру по линии танца. Правая рука девочки - в 3-ей позиции и соединена с правой рукой мальчика. Левая рука девочки - в бальной позиции, за корпусом мальчика. Голова девочки повернута налево. Взгляд на мальчика. 19-24 такты - Девочка повторяет движения 17-18 тактов еще 3 раза. Последний сольный вальсовый поворот вправо девочка должна закончить в положении - лицом к центру, перед мальчиком. (То есть второй шаг 24-ого такта исполняется в сторону, по линии танца, без доворота.) ОКОНЧАНИЕ 3-ей фигуры (24-ый такт): МАЛЬЧИК – спиной к центру (лицом к девочке). Ноги - в 3-ей позиции, левая нога – впереди. ДЕВОЧКА – лицом к центру (лицом к мальчику). Ноги - в 3-ей позиции, правая нога – впереди. Находясь лицом друг к другу, партнеры разъединяют правые руки и принимают закрытую позицию для классических бальных танцев. |
  | 4-ая фигура (25-32 такты) |
25-32 такты | Партнеры исполняют четыре полных вальсовых поворота вправо в паре.
МАЛЬЧИК начинает со второй половины поворота - с шага левой ногой. ДЕВОЧКА начинает с первой половины поворота - с шага правой ногой. ОКОНЧАНИЕ 4-ой фигуры (32-ой такт): Партнеры останавливаются в исходном положение танца: закрытой позиции для классических бальных танцев (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру) Композиция танца повторяется сначала. |
Замечания к танцу
- Сольные повороты девочка должна исполнять слитно без остановок между 1-ой и 2-ой частью.
- Для украшения танца, закрытую позицию (для исполнения вальса в паре) партнеры могут принять не в конце 24-ого такта, а в начале 25-ого такта.
Литература
- "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
- "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
- "Азбука танцев". Серия "Секреты техники танца". Автор–составитель Е.В Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова, Москва – изд. АСТ, Донецк – изд. СТАЛКЕР, 2005 г.
- "Народные танцы". Серия "Танцуют все". Автор–составитель О.В. Иванникова. Москва – изд. АСТ, Донецк – изд. СТАЛКЕР, 2007г.
- "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.
Видео к танцу "Фигурный вальс"
Основные танцевальные элементы и фигуры танца демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных в 2010 г.
Фигуры танца представлены также в исполнении руководителей танцевального клуба «Феникс» ДКиТ им. И.И. Газа - ПАВЛОВА Владимира Георгиевича (з.р.к. РФ, Президента МАУТ, Fellow и Экзаменатора IDTA) и ЛЕВИЦКОЙ Эллы Ароновны (Fellow IDTA). Видеозаписи выполнена на семинарах для руководителей любительских коллективов бальных танцев в ДНТиД СПб, 2009 – 2010 учебный год.
Полная композиция танца представлена на двух видеозаписях.
Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.
Вторая запись выполнена в 2008 г. на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова, по отечественной программе.
Музыкальное сопровождение
Музыка для исполнения танца "Фигурный вальс" (доступно для скачивания):