Классические бальные танцы

Бальный танец «Сударушка»

Автор – А. Тарасов.

Танец создан в 60-ых годах ХХ века.

"СУДАРУШКА" - лирический бальный танец, построенный на основе русских народных танцев, бытующих на Урале, в Свердловской области. Танец является одним из вариантов русских кадрилей – медленная кадриль.

Танец "СУДАРУШКА" получил премию на I-ом Всесоюзном конкурсе исполнителей бального танца (г. Москва, 1972г.)

Музыка:

Музыкальное сопровождение – русская народная мелодия, обработанная в современном стиле.

Музыкальный размер 2/4, темп умеренный.

Счет: 1-И-2-И

Основные движения танца:

Тройной ход с ударом

Это движение является основным ходом танца "Сударушка".

Движение состоит их трех шагов и легкого удара подушечкой свободной ноги рядом со ступней опорной ноги.

Движение исполняется попеременно с правой и с левой ноги.

Движение может исполняться вперед и назад.

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

Ноги - в 1 позиции.

Руки - на поясе.

Тройной ход с ударом вперед

Исполняется на 1 такт.

1 такт - Тройной ход с ударом вперед с правой ноги.
Счет
Описание движения
1 Шаг правой ногой вперед (по линии танца)
И Шаг левой ногой вперед
2 Шаг правой ногой вперед
И Легкий удар подушечкой левой ноги рядом с подушечкой правой ноги.

Колено свободной левой ноги согнуто, опорной правой ноги – выпрямлено

2 такт - Тройной ход с ударом вперед с левой ноги.

Исполняется по аналогичной схеме, начиная с шага левой ногой вперед.

Тройной ход с ударом назад

Исполняется аналогично тройному ходу вперед, но первые три шаги выполняются назад, спиной по линии танца.

Тройной ход с ударом в повороте

В танце "Сударушка" тройной ход с ударом в повороте используется как сольный поворот девочки.

Выполняется с продвижением вперед по линии танца.

Исполняется на 2 такта.

Такт, счет
Описание движения
1 такт Тройной ход с ударом вперед с правой ноги
1 Шаг правой ногой вперед
И Шаг левой ногой вперед
2 Шаг правой ногой вперед
И Легкий удар подушечкой левой ноги рядом с подушечкой правой ноги
2 такт Тройной ход с ударом в повороте вправо с левой ноги
1 Поворот на подушечке правой ноги вправо на 90 град. и шаг левой ногой в сторону (влево) по линии танца, спиной к центру
И Поворот на подушечке левой ноги вправо на 180 град. и шаг правой ногой в сторону (вправо) по линии танца, лицом к центру
2 Поворот на подушечке правой ноги вправо на 90 град. и шаг левой ногой вперед по линии танца
И Легкий удар подушечкой правой ноги рядом с подушечкой левой ноги

Замечания

  • В основных шагах русских бальных танцев нога касается пола сначала носком, а потом опускается на всю ступню ("мягкая поступь").
  • При выполнении шагов нога не поднимается высоко над полом. Шаги исполняются вдоль пола.
  • Все шаги вперед и назад исполняются по одной линии.
  • Шаги выполняются естественно, сдержанно, без рывков. Движения плавные. Колени расслаблены.
  • Необходимо следить за переносом тяжести тела с ноги на ногу, в конце шага тяжесть тела должна быть на опорной ноге.
  • Удар подушечкой ноги должен быть легким и выполняется рядом со ступнёй опорной ноги. При ударе вся подушечка ступни должна находиться на полу, каблук приподнят. При этом не следует опираться на ногу, исполняющую удар, тяжесть тела полностью находится на опорной ноге.
  • (По описанию этого движения Л. Степановой в сборниках «Новые бальные танцы» 1969 и 1974 г., рекомендуется после удара подушечкой свободной ноги об пол сразу же слегка приподнять эту ногу над полом рядом с опорной ногой.)

  • При исполнении удара колено свободной ноги согнуто, опорной ноги – выпрямлено.
  • Корпус при исполнении движения все время прямой, подтянутый. Не следует допускать наклонов или поворотов корпуса.
  • Тройной ход с ударом может исполняться в одном направлении или чередуя направления.
  • Тройной ход можно исполнять с движением рук. При движении с правой ноги, правая рука раскрывается в сторону, при движении с левой ноги, левая рука раскрывается в сторону.
  • При исполнении тройного хода с ударом в повороте следует обратить внимание на слитность вращения и на своевременный перенос тяжести тела с ноги на ногу. Небольшим предварительным поворотом корпуса можно облегчить вращение.

Тройной ход с выносом ноги вперед на носок

Движение состоит их трех шагов и выноса свободной ноги вперед на носок.

Движение может исполняться вперед и назад.

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

Ноги – в 1 позиции.

Руки – на поясе.

Тройной ход вперед с выносом ноги вперед на носок

Исполняется на 1 такт.

1 такт - Тройной ход вперед с правой ноги и с выносом левой ноги вперед на носок.
Счет
Описание движения
1 Шаг правой ногой вперед (по линии танца)
И Шаг левой ногой вперед
2 Шаг правой ногой вперед
И Левая нога проводится через 1 позицию и выводится вперед на носок. Сделать мягкую точку впереди носком левой ноги.

Колено левой ноги выпрямлено.

Опорная правая нога смягчается в колене.

2 такт - Тройной ход вперед с левой ноги и с выносом правой ноги вперед на носок.

Исполняется по аналогичной схеме, начиная с шага левой ногой вперед.

Тройной ход назад с выносом ноги вперед на носок

Исполняется аналогично тройному ходу вперед, но первые три шаги выполняются назад, спиной по линии танца.

После исполнения трех шагов назад, свободная нога остается впереди на носке. На последний счет И- сделать мягкую точку впереди носком свободной ноги, вытянутой в колене.

Опорная нога при этом смягчается в колене.

Замечания

  • Носок выведенной вперед ноги оттянут. Колено выпрямлено.
  • Положение выведенной вперед ноги должно быть выворотным.
  • Мягкая точка впереди носком свободной ноги подчеркивается небольшим смягчением опорной ноги.
  • При исполнении этого движения нельзя допускать наклонов корпуса к ноге. Корпус сохраняет прямое положение.

Тройной ход с выносом ноги вперед на каблук

Движение состоит их трех шагов и выноса свободной ноги вперед на каблук.

Движение может исполняться вперед и назад.

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

Ноги – в 1 позиции.

Руки – на поясе.

Тройной ход вперед с выносом ноги вперед на каблук

Исполняется на 1 такт.

1 такт - Тройной ход вперед с правой ноги, с выносом левой ноги вперед на каблук.
Счет
Описание движения
1 Шаг правой ногой вперед
И Шаг левой ногой вперед
2 Шаг правой ногой вперед
И Вывести левую ногу вперед на каблук (носком вверх) — «каблучное положение».

Колено левой ноги выпрямлено.

Опорная правая нога смягчается в колене.

Корпус слегка отклоняется назад.

2 такт - Тройной ход вперед с левой ноги, с выносом правой ноги вперед на каблук.

Исполняется по аналогичной схеме, начиная с шага левой ногой вперед.

Тройной ход назад с выносом ноги вперед на каблук

Исполняется аналогично ходу вперед, но первые три шаги выполняются назад, спиной по линии танца.

После исполнения трех шагов назад, свободная нога остается впереди на носке. На последний счет И- перевести свободную ногу в «каблучное положение».

Опорная нога при этом смягчается в колене.

Замечания

  • В «каблучном положении» сильно сокращена ступня ноги (ступня и голень образуют прямой угол). Колено при этом должно быть выпрямлено.
  • На отведенную ногу не следует опираться.

  • Положение ноги в «каблучном положении» должно быть выворотным.
  • Перевод свободной ноги на каблук подчеркивается небольшим приседанием на опорной ноге.
  • Корпус слегка отклоняется назад.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА "СУДАРУШКА"

Запись танца Ивановой Е.И.

Композиция танца занимает 24 такта музыкального сопровождения.

Танец состоит из 2-ух фигур: 1-ая фигура занимает 16 тактов, 2-ая фигура - 8 тактов.

Приглашение к танцу:

Поклоны - см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах

После поклонов танцующие поворачиваются лицом по линии танца и принимают исходную позицию танца.

Исходное положение после приглашения:

Танцующие стоят по кругу парами лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика).

Ноги – в 1 позиции.

Руки: правая рука мальчика и левая рука девочки соединены и подняты вперед перед корпусом ниже уровня талии (на высоте между подготовительной и 1 позициями). В позиции соединенных впереди рук кисть левой руки девочки просто лежит сверху на пальцах правой руки мальчика. Мальчик придерживает кисть девочки за пальчики.

Свободные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) опущены вниз, вдоль тела. (Допустима позиция свободных рук - на поясе.)

Голова мальчика слегка повернута к девочке, взгляд мальчика - на девочку.

У девочки голова прямо, взгляд вперед.

Мальчик начинает движение с левой ноги.

Девочка начинает движение с правой ноги.

Такт, счет   
Описание движения
 
1-ая фигура - 16 тактов (1-16 такты)
1 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход с ударом вперед по линии танца.

Мальчик исполняет движение с левой ноги, девочка – с правой ноги.

Свободные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) плавно раскрываются в стороны (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

Положение соединенных рук не меняется.

Головы обоих партнеров поворачиваются в сторону работающей руки (у мальчика - влево, у девочки - вправо), взгляд сопровождает движение руки.

2 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход с ударом вперед по линии танца.

Мальчик исполняет движение с правой ноги, девочка - с левой ноги.

Свободные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) плавно переводятся (закрываются) на талию (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

Положение соединенных рук не меняется.

Головы партнеров возвращаются в исходное положение.

3 такт

Счет:

И-1-И-2-И

Шаг с ударом, шаг-каблук.

Затакт И - партнеры поворачиваются лицом друг к другу: мальчик - вправо, спиной к центру, девочка - влево, лицом к центру.

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) переводятся в сторону, во 2 позицию.

Свободные руки остаются на талии.

МАЛЬЧИК:

Счет 1-И - Шаг с ударом в сторону - влево:

1- небольшой боковой шаг левой ногой в сторону (по линии танца).

И- легкий удар правой ногой рядом с опорной левой ногой.

Счет 2-И - Шаг-каблук в сторону - вправо:

2- небольшой боковой шаг правой ногой в сторону (против линии танца).

И- свободная левая нога переводится в сторону (влево) на каблук - в «каблучное положение» (каблук ноги — на полу).

Колено левой ноги выпрямлено, колено опорной правой ноги согнуто.

(На отведенную на каблук левую ногу не опираться.)

Одновременно с переводом левой ноги на каблук исполняется небольшой поворот и наклон корпуса в сторону отведенной левой ноги. В ту же сторону поворачивается и голова.

Свободная левая рука мальчика раскрывается в сторону (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

ДЕВОЧКА:

Исполняет те же движения - зеркально, начиная с шага правой ногой в сторону (вправо).

В конце такта девочка переводит правую ногу в сторону (вправо) в «каблучное положение» и раскрывает в сторону правую руку. Небольшой наклон корпуса и поворот головы - вправо.

4 такт

Счет:

1-И-2-И

Шаг с ударом, шаг с ударом.

МАЛЬЧИК:

Счет 1-И - Шаг с ударом в сторону - влево:

1- (выпрямляя опорную правую ногу) небольшой боковой шаг левой ногой в сторону (по линии танца).

С шагом в сторону корпус выпрямляется и выравнивается.

Голова поворачивается налево.

И- легкий удар правой ногой рядом с опорной левой ногой.

Левая рука мальчика закрывается на талию. (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

Счет 2-И - Шаг с ударом в сторону - вправо:

2- небольшой боковой шаг правой ногой в сторону (против линии танца).

Голова поворачивается направо.

И- легкий удар левой ногой рядом с опорной правой ногой.

Правая рука мальчика разъединяется с левой рукой девочки и закрывается на талию. (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

ДЕВОЧКА:

Исполняет те же движения - зеркально, начиная с шага правой ногой в сторону (вправо).

Окончание такта:

Партнеры стоят лицом друг к другу: мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру.

У мальчика – левая нога на подушечке рядом с опорной правой ногой, у девочки – правая нога на подушечке рядом с опорной левой ногой.

Руки у обоих – на поясе.

5 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход назад с выносом ноги вперед на носок.

Мальчик начинает движение с левой ноги и движется спиной к центру. В конце такта - мягкая точка впереди носком правой ноги.

Девочка начинает движение с правой ноги и движется спиной от центра. В конце такта - мягкая точка впереди носком левой ноги.

Обе руки партнеров постепенно раскрываются в стороны. (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

6 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход с ударом вперед.

Мальчик начинает движение с правой ноги и движется от центра, к девочке. В конце такта - удар левой ногой.

Девочка начинает движение с левой ноги и движется к центру, к мальчику. В конце такта - удар правой ногой.

Заканчивая движения, находясь лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру), партнеры принимают «левое смещенное положение» (чуть смещены влево по отношению друг к другу).

Головы партнеров повернуты друг к другу (направо).

Взгляд - друг на друга.

Руки партнеры соединяют в положении «Свечка»:

Правая рука мальчика и правая рука девочки согнуты в локтях под прямым углом (локти опущены вниз) и сближены. Ладони соприкасаются примерно на уровне головы мальчика. Положение предплечий правых рук должно быть строго вертикальным.

Левые руки, также согнутые в локтях, поддерживают снизу локоть правой руки партнера. Локти левых рук направлены в сторону.

7-8 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Два тройных хода с ударом вперед, по кругу вправо (по часовой стрелке).

В положении, принятом в конце 6 такта, партнеры двигаются вперед по совместному кругу вправо.

За 2 такта (2 тройных хода с ударом) танцоры совершают полтора оборота и меняются местами: мальчик останавливается лицом к центру, девочка - спиной к центру.

9-10 такты Повтор движений 5 и 6 тактов.

Но, исполняя на 9 такте тройной ход назад, мальчик движется спиной от центра, а девочка - спиной к центру.

11-12 такты Повтор движений 7 и 8 тактов.

При этом за 2 такта (2 тройных хода с ударом) танцоры совершают полтора оборота и возвращаются на свои места: мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.

Окончание 12 такта:

Заканчивая совместный поворот, партнеры поворачиваются лицом по линии танца, девочка должна оказаться чуть впереди мальчика.

Соединенные правые руки партнеров (которые образовывали «свечку») поднимаются вверх. Кисти соединены над головой девочки, рука девочки – в 3 позиции.

Левые руки опускаются вниз, вдоль тела (или переводятся не талию).

13 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход с ударом вперед по линии танца.

Мальчик исполняет движение с левой ноги, девочка – с правой ноги. (Девочка движется чуть впереди мальчика.)

Свободные левые руки партнеров раскрываются в сторону (влево). (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

Левые руки партнеров должны открываться синхронно.

Положение соединенных правых рук не меняется.

Головы обоих партнеров поворачиваются в сторону работающей левой руки, взгляд сопровождает движение руки.

14 такт

Счет:

1-И-2-И

Сольный поворот девочки.

МАЛЬЧИК исполняет с правой ноги: Тройной ход с ударом вперед по линии танца.

ДЕВОЧКА исполняет с левой ноги: Тройной ход с ударом в повороте вправо, продвигаясь вперед по линии танца.

Свободные левые руки плавно закрываются не талию. (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

Голова мальчика поворачивается к девочке. Взгляд мальчика - на девочку.

15-16 такты Повтор движений 13 и 14 тактов.

Окончание 16 такта:

Партнеры находятся рядом (девочка - чуть впереди мальчика), лицом по линии танца.

Правые руки партнеров соединены над головой девочки.

Левые руки - не талии.

 
2-ая фигура — 8 тактов (17-24 такты)
17 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход вперед (по линии танца) с выносом ноги вперед на каблук.

Мальчик начинает движение с левой ноги. В конце такта он выводит правую ногу вперед на каблук («каблучное положение»).

Девочка начинает движение с правой ноги и в конце такта выводит левую ногу вперед на каблук («каблучное положение»).

Корпус обоих партнеров чуть отклоняется назад. (Отклоненный назад корпус и выведенная вперед на каблук нога должны образовывать почти прямую линию.)

Головы обоих партнеров поворачиваются вправо.

Исполняя этот ход, партнеры постепенно (к концу такта) принимают новое положение в паре:

Мальчик переводит левую руку с талии в 1 позицию (перед корпусом) и берет кисть левой руки девочки. (Левая рука мальчика округлена в локте, локоть направлен в сторону.) Правую руку мальчик разъединяет с правой рукой девочки и плавно опускает вниз за спину девочки. Ладонь правой руки мальчика должна придерживать девочку на середине спины, чуть ниже лопаток.

Девочка левую руку мягко переводит с талии вперед/в сторону и кладет кисть левой руки в кисть правой руки мальчика. Правую руку девочка из 3 позиции раскрывает в сторону.

В позиции соединенных левых рук партнеров - кисть руки девочки просто лежит сверху на ладони мальчика. Мальчик придерживает пальцы девочки своим большим пальцем. (Пальцы девочки не должны торчать из ладони мальчика.)

18 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход с ударом назад, спиной - против линии танца.

Мальчик исполняет движение с правой ноги, девочка – с левой ноги.

Корпус постепенно выпрямляется.

Исполняя это движение, партнеры двигаются назад диагонально, расходясь друг от друга (мальчик - спиной по диагонали к центру, девочка - спиной по диагонали от центра), и в конце такта поворачиваются лицом друг к другу: мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.

Обе руки закрываются на талию.

19 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход вперед по кругу с выносом ноги вперед на носок.

Мальчик начинает с левой ноги и в конце такта выносит правую ногу вперед на носок.

Девочка начинает с правой ноги и в конце такта выносит левую ногу вперед на носок.

Каждый партнер двигается по своему маленькому кругу: мальчик двигается по часовой стрелке от центра и проходит за девочкой, девочка двигается против часовой стрелки к центру и проходит перед мальчиком.

Партнеры проходят мимо друг друга, встречаясь левыми плечами, меняются местами и в конце такта поворачиваются лицом друг к другу: мальчик - вправо, лицом к центру, девочка - влево, спиной к центру.

Обе руки во время движения постепенно раскрываются в стороны. (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

20 такт

Счет:

1-И-2-И

Тройной ход с ударом вперед по кругу.

Мальчик исполняет движение с правой ноги, девочка – с левой ноги.

Партнеры продолжают движение каждый по своему кругу: мальчик двигается по часовой стрелке к центру и проходит за девочкой, девочка двигается против часовой стрелки от центра и проходит перед мальчиком.

Партнеры проходят мимо друг друга, встречаясь правыми плечами, возвращаются на свои места и в конце такта поворачиваются лицом по линии танца: мальчик - вправо, девочка - влево (девочка - справа от мальчика).

Обе руки во время движения постепенно закрываются на талию. (См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах)

21-24 такты Повтор движений 17-20 тактов.

Исполняя на 21 такте Тройной ход вперед (по линии танца) с выносом ноги вперед на каблук, партнеры опять постепенно (к концу такта) принимают следующее положение в паре:

Мальчик переводит левую руку с талии в 1 позицию и берет кисть левой руки девочки. Правую руку мальчик переводит за спину девочки и поддерживает ее ладонью на середине спины.

Девочка левую руку переводит с талии вперед/в сторону и кладет кисть левой руки в кисть правой руки мальчика. Правую руку девочка раскрывает в сторону.

В конце 24 такта, поворачиваясь лицом по линии танца, партнеры принимают исходное положение танца.

Замечания к танцу "СУДАРУШКА"

  • Название танца:
  • Сударушка - ласкательная форма от слова "сударыня".

    Сударь, сударыня - вежливая форма обращения к мужчине и к женщине, использовавшаяся в Российской империи, произошла от слова государь.

  • Характер танца:
  • Танец - нежный, лирический и сдержанный. Исполняется с большим достоинством, не спеша, без суеты. Все движения исполняются мягко, плавно, слитно и сдержанно.

    При исполнении танца взгляд партнера обращен на партнершу, кроме тех случаев, когда необходимо подчеркнуть движение руки в сторону поворотом головы и корпуса.

    Партнерша - очень скромна и сдержана, взгляд ее отведен от партнера и может быть немного опущен.

Литература

  1. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  2. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М.,1980 г.
  3. "Новые бальные танцы". Сборник. Изд. Советская Россия, М., 1969 г. Составитель Л.Г. Степанова.
  4. "Новые бальные танцы". Методическое пособие. Ленинград, 1974 г.
  5. "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление о общая редакция В. Кудрякова, М., Советский композитор, 1982 г.
  6. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  7. "Техника основных шагов и движений бальных танцев в русском народном стиле". Учебное пособие. для учащихся и педагогов. Тольятти. 2016 г.

Стихи для детей о танце "Сударушка"

Государыня, сударыня, сударушка –
Называли наших бабушек, прабабушек.
В этом слове и достоинство и стать!
Так и будем этот танец танцевать!

Видео к танцу "Сударушка"

На первых двух видеозаписях показаны положение рук в позиции "Свечка" и переходы партнеров на 19-20 тактах танца.

Полная композиция танца представлена на двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

Вторая запись выполнена на Конкурсе по спортивным и отечественным танцам "Невские веснушки-2008", танцевального клуба "Этюд" (члена ФТС СПб).

Музыкальное сопровождение

Варианты музыки для исполнения танца "Сударушка" (доступно для скачивания):

Сударушка - вариант 1, основная мелодия

Сударушка - вариант 2, Вдоль по улице метелица метет

Сударушка - вариант 3, Коробейники

Сударушка - вариант 4, Подмосковные вечера