Классические бальные танцы

Русский лирический

Автор - Л.Г. Степанова.

«Русский лирический» — отечественный бальный танец, построенный на элементах русского народного танца, в нем отражены черты русского хоровода.

Танец создан в 60-ые годы ХХ века.

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 14-16 лет.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4, темп умеренный.

Основные танцевальные элементы и движения танца:

Тройной ход

Это движение является основным ходом танца «Русский лирический».

Тройной ход состоит из трех проходящих танцевальных шагов - шаги с подушечки на всю ступню.

Он может исполняться вперед и назад.

Движение исполняется попеременно с правой ноги и с левой ноги в одном направлении, или чередуя направления.

При исполнении тройного хода необходимо следить, чтобы между движениями с правой ноги и с левой ноги не было остановок и задержек свободной ноги.

Движение исполняется на 1 такт.

Счет для исполнения движения: 1-И-2-И

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

Ноги – в 1 позиции.

Руки – на поясе.

Тройной ход вперед.
Счет
1-ый такт - Тройной ход вперед с правой ноги.
1 Небольшой шаг правой ногой вперед (по линии танца).
И Небольшой шаг левой ногой вперед (по линии танца).
2 Небольшой шаг правой ногой вперед (по линии танца).
И Левая нога подводится к правой ноге. Движение не останавливается.
1-И-

2-И

2-ой такт - Тройной ход вперед с левой ноги.

Далее исполняется тройной ход вперед, начиная с небольшого шага левой ногой вперед.

Тройной ход назад.

Исполняется по аналогичной схеме в продвижении назад.

Замечания

  • Движение исполняется легким танцевальным шагом.
  • В основных шагах бальных танцев в русском стиле нога касается пола сначала носком, а потом опускается на всю ступню ("мягкая поступь").
  • При выполнении шагов нога не поднимается высоко над полом. Шаги исполняются вдоль пола.
  • Все шаги вперед и назад исполняются по одной линии.
  • Тройной шаг выполняется естественно, без рывков и без дополнительного смягчения ног (без приседания). Движения спокойные, легкие и плавные. Колени расслаблены.
  • Движение - непрерывное и слитное. Во время тройного хода не надо делать никаких задержек и остановок. Остановок в движении корпуса также нет, корпус все время плавно движется вперед.
  • Необходимо следить за переносом тяжести тела с ноги на ногу, в конце шага вес корпуса должен быть полностью на опорной ноге.
  • Корпус при исполнении движения все время прямой, подтянутый. Не следует допускать наклонов или поворотов корпуса.

ОПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА «РУССКИЙ ЛИРИЧЕСКИЙ»

Запись танца Ивановой Е.И., по описанию Степановой Л.Г.

Композиция танца состоит из двух фигур (по 8 тактов каждая) и занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Приглашение к танцу:

На музыкальное вступление юноша приглашает девушку поклоном, девушка ему поклоном отвечает (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах).

После взаимных поклонов танцующие поворачиваются лицом по линии танца и принимают исходную позицию танца.

Исходное положение после приглашения:

Танцующие стоят по кругу парами, лицом по линии танца (девушка - справа от юноши). Девушка стоит чуть впереди юноши.

Ноги – в 1 позиции.

Позиция рук:

Левая рука мальчика и левая рука девочки соединены перед корпусом мальчика на уровне 1-ой позиции. Левая рука мальчика поднята перед его корпусом (в 1 поз.), локоть округлен и повернут в сторону. Левая рука девочки вытянута вперед/в сторону и чуть смягчена в локте.

Позиция кистей соединенных рук партнеров – "за пальчики". (Ладонь левой руки юноши немного развернута вверх. Ладонь левой руки девушки лежит сверху. Пальчики девушки лежат на пальчиках юноши, кончики пальцев левой руки девушки направлены в центр ладони левой руки юноши. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами.)

Ладонью своей правой руки юноша придерживает девушку за спину (на уровне талии), только слегка прикасаясь к ней пальцами (просто сопровождает девушку своей правой рукой). Локоть правой руки юноши слегка смягчен и направлен назад (не висит).

Свободная правая рука девушки – на талии.

Голова юноши повернута вправо. Взгляд юноши - на девушку.

У девушки голова чуть повернута вправо (от юноши). Взгляд может быть застенчиво опущен.

Юноша начинает движение с левой ноги.

Девушка начинает движение с правой ноги.

Такт, счет   
Описание движения
 
Первая фигура. (1-8 такты)
1-2 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Партнеры 2 раза исполняют тройной ход ВПЕРЕД по линии танца.

Юноша начинает движение с левой ноги, девушка – с правой.

Выполнив шаг правой ногой вперед на счет "2" 2-ого такта, юноша снимает свою правую руку со спины девушки и (на счет "И" 2-ого такта) исполняет на полупальцах правой ноги полповорота вправо, до положения - спиной по линии танца и лицом к девушке.

3 такт

Счет:

1-И-2-И

Партнеры продолжают исполнять тройной ход, продвигаясь по линии танца.

ДЕВУШКА исполняет тройной ход ВПЕРЕД с правой ноги. (Шаги девушки должны быть небольшими.)

ЮНОША, лицом к девушке, исполняет тройной ход НАЗАД с левой ноги, продвигаясь спиной по линии танца. (Шаги юноши назад должны быть более длинные.)

Левые руки партнеров, чуть смягченные в локтях (локти направлены в сторону), почти вытянуты вперед перед корпусом и остаются соединенными на уровне 1 позиции. Левые плечи партнеров находятся практически на одной линии.

Свободные правые руки юноша и девушка плавно раскрывают в стороны (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах).

Голова юноши повернута влево, взгляд юноши - на девушку. Девушка поворачивает голову налево и тоже смотрит на юношу. Партнеры смотрят друг на друга.

4 такт

Счет:

1-И-2-И

Партнеры выполняют еще по одному тройному ходу, продвигаясь по линии танца.

ДЕВУШКА исполняет тройной ход ВПЕРЕД с левой ноги.

ЮНОША:

Счет 1- Шаг правой ногой назад (в положении - спиной по линии танца).

Счет И- Шаг левой ногой назад. При этом юноша на полупальцах левой ноги выполняет полповорота влево, до положения - лицом по линии танца, становясь опять рядом с девушкой.

Счет 2- Следующий шаг правой ногой юноша выполняет уже вперед, по линии танца (рядом с девушкой).

Счет И- Юноша проводит левую ногу через 1 позицию, чтобы продолжить тройной ход вперед с левой ноги.

Юноша опять кладет свою правую руку на спину девушки. Девушка закрывает правую руку на талию и опять поворачивает голову вправо. Партнеры принимают исходную позицию танца.

5-7 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И,

1-И-2-И

Повторяются движения 1-3 тактов.

Юноша опять начинает ход с левой ноги, девушка - с правой.

8 такт

Счет:

1-И-2

В положении юноша - спиной по линии танца, девушка - лицом по линии танца, танцоры разъединяют левые руки и исполняют два шага с приставкой, немного расходясь друг от друга, и становясь в позицию напротив друг друга: юноша - спиной к центру, девушка - лицом к центру.

ДЕВУШКА исполняет шаги ВПЕРЕД с левой ноги, продвигаясь чуть по диагонали вправо (от центра):

Счет 1- Шаг левой ногой вперед и чуть по диагонали вправо.

Счет И- Шаг правой ногой вперед и чуть по диагонали вправо. При этом девушка на полупальцах правой ноги выполняет четверть поворота влево, до положения - лицом к центру.

Счет 2- Девушка приставляет левую ногу к правой в 1 позицию.

ЮНОША:

Счет 1- Шаг правой ногой назад и чуть по диагонали к центру (в положении - спиной по линии танца).

Счет И- Шаг левой ногой назад и чуть по диагонали к центру (в положении - спиной по линии танца). При этом юноша на полупальцах левой ноги выполняет четверть поворота влево, до положения - спиной к центру, напротив девушки.

Счет 2- Юноша приставляет правую ногу к левой в 1 позицию.

Обе руки танцоры мягко опускают вдоль тела.

 
Вторая фигура.(9-16 такты)
9 такт

Счет:

1-И-2-И

Партнеры исполняют тройной ход ВПЕРЕД, двигаясь навстречу друг к другу и чуть смещаясь влево.

Юноша начинает движение с левой ноги, девушка – с правой.

На первых шагах партнеры мягко раскрывают руки в стороны.

На счет "2-И", подойдя друг к другу, партнеры плавно закрывают позицию:

Юноша берет девушку правой рукой сзади за спину (под лопаткой), а левой рукой придерживает девушку за локоть правой руки. Девушка кисть левой руки опускает на правое предплечье юноши, а правую руку кладет на его левую руку (кисть правой руки девушки - у сгиба локтя левой руки юноши). Руки танцоров подняты немного ниже плеча девушки и округлены в локтях (локти не висят).

Правое плечо юноши должно быть напротив правого плеча девушки.

Голова юноши повернута вправо, взгляд - на девушку. Девушка поворачивает голову влево, слегка отворачивается от юноши, как бы стесняясь.

10-11 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Танцоры еще 2 раза повторяют тройной ход ВПЕРЕД, уже продвигаясь по маленькому совместному кругу вправо (по часовой стрелке).

Юноша продолжает движение с правой ноги, девушка – с левой.

В конце 11 такта юноша находится в положении - лицом к центру, девушка - спиной к центру.

12 такт

Счет:

1-И-2

Продолжая двигаться по совместному кругу вправо (по часовой стрелке), танцоры исполняют два шага с приставкой, останавливаясь в положении: юноша - спиной к центру, девушка - лицом к центру. На счет "2" 8-ого такта партнеры приставляют свободную ногу в 3 позицию назад.

ДЕВУШКА - шаги левой ногой, правой ногой, приставить левую ногу в 3 поз. назад.

ЮНОША - шаги правой ногой, левой ногой, приставить правую ногу в 3 поз. назад.

13-14 такты

Счет:

И-1-И-2-И,

1-И-2-И

Танцоры в паре 4 раза исполняют припадание, продвигаясь по линии танца: юноша - с левой ноги, девушка - с правой ноги.

По мере продвижения партнеры постепенно переводят руки во 2 позицию: юноша мягко раскрывает руки в стороны, а руки девушки плавно скользят по рукам юноши, и партнеры соединяют кисти во 2 поз.

Головы партнеров так же плавно поворачиваются в сторону движения - по линии танца: у юноши справа - налево, у девушки - слева направо.

На последний счет "И" 14-ого такта танцоры приставляют ногу в 1 позицию (юноша приставляет правую ногу к левой, девушка - левую ногу к правой).

В конце 14-ого такта юноша разъединяет свою левую руку с правой рукой девушки. Свободные руки опускаются в 1 поз. Соединенные руки (правая рука юноши и левая рука девушки) поднимаются вверх.

Партнеры поворачиваются лицом по линии танца.

15-16 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Сольный поворот девушки.

ДЕВУШКА, начиная с правой ноги, исполняет 2 тройных хода, выполняя полный поворот вправо под соединенными руками и продолжая продвигаться вперед по линии танца:

Счет 1-И-2-И (15 такт) - Тройной ход с правой ноги ВПЕРЕД по линии танца. Правая рука девушки плавно раскрывается в сторону (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах). Голова повернута влево, взгляд - на юношу.

Счет 1-И-2-И (16 такт) - Тройной ход с левой ноги В ПОВОРОТЕ ВПРАВО, продолжая продвижение по линии танца. Правая рука девушки плавно закрывается на талию. Голова поворачивается вправо.

ЮНОША, начиная с левой ноги, исполняет 4 простых танцевальных шага ВПЕРЕД по линии танца, двигаясь рядом с девушкой и глядя на нее:

Счет 1-И- Шаг левой ногой.

Счет 2-И- Шаг правой ногой.

Счет 1-И- Шаг левой ногой.

Счет 2-И- Шаг правой ногой.

Во время исполнения шагов левая рука юноша сначала плавно раскрывается в сторону (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах), а затем переводится вперед, перед корпусом, на уровень 1 поз. - юноша предлагает свою левую руку девушке. Голова повернута вправо, взгляд - на девушку.

В конце 16 такта соединенные руки партнеров разъединяются. Девушка опускает свою левую руку вперед, в левую руку юноши. Юноша освободившуюся правую руку опять переводит за спину девушки.

Танцоры принимают исходное положение танца.

Юноша стоит на правой ноге, девушка - на левой.

Композиция танца повторяется.

Замечания

  • Танец исполняется мягко, плавно, в умеренном темпе.
  • При исполнении танца необходимо подчеркивать полную достоинства осанку русской девушки (манера исполнения танца девушкой носит характер горделивой застенчивости) и внимательное, уважительное отношение к ней юноши.

Литература

  1. "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1961 г.
  2. "Современные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1964 г.
  3. "Новые бальные танцы". Методическое пособие, Л. 1974 г.
  4. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  5. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
  6. "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление и общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
  7. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  8. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.

Видео к танцу "Русский лирический"

На видеозаписях отдельные фигуры танца (под счет) демонстрируют преподаватели бальных танцев КОРОТКОВА Н.Ф. и ПЕТРОВА М.Г. Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев в СПб ГДТЮ.

Полная композиция танца представлена в двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

Вторая запись выполнена в 2015 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Русский лирический" (доступно для скачивания):

Русский лирический - вариант 1

Русский лирический - вариант 2