Классические бальные танцы

Русский лирический

Автор - Л.Г. Степанова.

«Русский лирический» — отечественный бальный танец, построенный на элементах русского народного танца, в нем отражены черты русского хоровода.

Танец создан в 60-ые годы ХХ века.

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 14-16 лет.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4, темп умеренный.

Основные танцевальные элементы и движения танца:

Тройной шаг (Тройной ход)

Это движение является основным ходом танца «Русский лирический».

Тройной ход состоит из трех проходящих танцевальных шагов. Он может исполняться вперед и назад.

Движение исполняется попеременно с правой ноги и с левой ноги в одном направлении, или чередуя направления.

При исполнении тройного шага необходимо следить, чтобы между движениями с правой ноги и с левой ноги не было остановок и задержек свободной ноги.

Движение исполняется на 1 такт.

Счет для исполнения движения: 1-И-2-И

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

Ноги – в 1 позиции.

Руки – на поясе.

Тройной шаг (Тройной ход) вперед.
Счет
1-ый такт - Тройной шаг (Тройной ход) вперед с правой ноги.
1 Небольшой шаг правой ногой вперед (по линии танца).
И Небольшой шаг левой ногой вперед (по линии танца).
2 Небольшой шаг правой ногой вперед (по линии танца).
И Левая нога подводится к правой ноге и проводится через 1 позицию. Движение не останавливается.
1-И-

2-И

2-ой такт - Тройной шаг (Тройной ход) вперед с левой ноги.

Далее исполняется тройной шаг вперед, начиная с небольшого шага левой ногой вперед.

Тройной шаг (Тройной ход) назад.

Исполняется по аналогичной схеме в продвижении назад.

Замечания

  • Движение исполняется легким танцевальным шагом.
  • В основных шагах бальных танцев в русском стиле нога касается пола сначала носком, а потом опускается на всю ступню ("мягкая поступь").
  • При выполнении шагов нога не поднимается высоко над полом. Шаги исполняются вдоль пола.
  • Все шаги вперед и назад исполняются по одной линии.
  • Тройной шаг выполняется естественно, без рывков и без дополнительного смягчения ног (без приседания). Движения спокойные, легкие и плавные. Колени расслаблены.
  • Движение - непрерывное и слитное. Во время тройного хода не надо делать никаких задержек и остановок. Остановок в движении корпуса также нет, корпус все время плавно движется вперед.
  • Необходимо следить за переносом тяжести тела с ноги на ногу, в конце шага вес корпуса должен быть полностью на опорной ноге.
  • Корпус при исполнении движения все время прямой, подтянутый. Не следует допускать наклонов или поворотов корпуса.

ОПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА «РУССКИЙ ЛИРИЧЕСКИЙ»

Запись танца Ивановой Е.И., по описанию Степановой Л.Г.

Композиция танца состоит из двух фигур (по 8 тактов каждая) и занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Приглашение к танцу:

На музыкальное вступление мальчик приглашает девочку поклоном, девочка ему поклоном отвечает (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах).

После взаимных поклонов танцующие поворачиваются лицом по линии танца и принимают исходную позицию танца.

Исходное положение после приглашения:

Танцующие стоят по кругу парами, лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика). Девочка стоит чуть впереди мальчика.

Ноги – в 1 позиции.

Позиция рук:

Левая рука мальчика и левая рука девочки соединены перед корпусом мальчика на уровне 1-ой позиции. Левая рука мальчика поднята перед его корпусом (в 1 поз.), локоть округлен и повернут в сторону. Левая рука девочки вытянута вперед/в сторону и чуть смягчена в локте.

Позиция кистей соединенных рук партнеров – "за пальчики". (Ладонь левой руки мальчика немного развернута вверх. Ладонь левой руки девочки лежит сверху. Пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика, кончики пальцев левой руки девочки направлены в центр ладони левой руки мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами.)

Ладонью своей правой руки мальчик придерживает девочку за спину (на уровне талии), только слегка прикасаясь к ней пальцами (просто сопровождает девочку своей правой рукой). Локоть правой руки мальчика слегка смягчен и направлен назад (не висит).

Свободная правая рука девочки – на талии.

Голова мальчика повернута вправо. Взгляд мальчика - на девочку.

У девочки голова чуть повернута вправо (от мальчика). Взгляд может быть застенчиво опущен.

Мальчик начинает движение с левой ноги.

Девочка начинает движение с правой ноги.

Такт, счет   
Описание движения
 
Первая фигура. (1-8 такты)
1-2 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Партнеры 2 раза исполняют тройной шаг ВПЕРЕД по линии танца.

Мальчик начинает движение с левой ноги, девочка – с правой.

Выполнив шаг правой ногой вперед на счет "2" 2-ого такта, мальчик снимает свою правую руку со спины девочки и (на счет "И" 2-ого такта) исполняет на полупальцах правой ноги полповорота вправо, до положения - спиной по линии танца и лицом к девочке.

3 такт

Счет:

1-И-2-И

Партнеры продолжают исполнять тройной шаг, продвигаясь по линии танца.

ДЕВОЧКА исполняет тройной шаг ВПЕРЕД с правой ноги. (Шаги девочки должны быть небольшими.)

МАЛЬЧИК, лицом к девочке, исполняет тройной шаг НАЗАД с левой ноги, продвигаясь спиной по линии танца. (Шаги мальчика назад должны быть более длинные.)

Левые руки партнеров, чуть смягченные в локтях (локти направлены в сторону), почти вытянуты вперед перед корпусом и остаются соединенными на уровне 1 позиции. Левые плечи партнеров находятся практически на одной линии.

Свободные правые руки мальчик и девочка плавно раскрывают в стороны (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах).

Голова мальчика повернута влево, взгляд мальчика - на девочку. Девочка поворачивает голову налево и тоже смотрит на мальчика. Партнеры смотрят друг на друга.

4 такт

Счет:

1-И-2-И

Партнеры выполняют еще по одному тройному шагу, продвигаясь по линии танца.

ДЕВОЧКА исполняет тройной шаг ВПЕРЕД с левой ноги.

МАЛЬЧИК:

Счет 1- Шаг правой ногой назад (в положении - спиной по линии танца).

Счет И- Шаг левой ногой назад. При этом мальчик на полупальцах левой ноги выполняет полповорота влево, до положения - лицом по линии танца, становясь опять рядом с девочкой.

Счет 2- Следующий шаг правой ногой мальчик выполняет уже вперед, по линии танца (рядом с девочкой).

Счет И- Мальчик проводит левую ногу через 1 позицию, чтобы продолжить тройной шаг вперед с левой ноги.

Мальчик опять кладет свою правую руку на спину девочки. Девочка закрывает правую руку на талию и опять поворачивает голову вправо. Партнеры принимают исходную позицию танца.

5-7 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И,

1-И-2-И

Повторяются движения 1-3 тактов.

Мальчик опять начинает ход с левой ноги, девочка - с правой.

8 такт

Счет:

1-И-2

В положении мальчик - спиной по линии танца, девочка - лицом по линии танца, танцоры разъединяют левые руки и исполняют два шага с приставкой, немного расходясь друг от друга, и становясь в позицию напротив друг друга: мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.

ДЕВОЧКА исполняет шаги ВПЕРЕД с левой ноги, продвигаясь чуть по диагонали вправо (от центра):

Счет 1- Шаг левой ногой вперед и чуть по диагонали вправо.

Счет И- Шаг правой ногой вперед и чуть по диагонали вправо. При этом девочка на полупальцах правой ноги выполняет четверть поворота влево, до положения - лицом к центру.

Счет 2- Девочка приставляет левую ногу к правой в 1 позицию.

МАЛЬЧИК:

Счет 1- Шаг правой ногой назад и чуть по диагонали к центру (в положении - спиной по линии танца).

Счет И- Шаг левой ногой назад и чуть по диагонали к центру (в положении - спиной по линии танца). При этом мальчик на полупальцах левой ноги выполняет четверть поворота влево, до положения - спиной к центру, напротив девочки.

Счет 2- Мальчик приставляет правую ногу к левой в 1 позицию.

Обе руки танцоры мягко опускают вдоль тела.

 
Вторая фигура.(9-16 такты)
9 такт

Счет:

1-И-2-И

Партнеры исполняют тройной шаг ВПЕРЕД, двигаясь навстречу друг к другу и чуть смещаясь влево.

Мальчик начинает движение с левой ноги, девочка – с правой.

На первых шагах партнеры мягко раскрывают руки в стороны.

На счет "2-И", подойдя друг к другу, партнеры плавно закрывают позицию.

Мальчик берет девочку правой рукой сзади за спину (под лопаткой), а левой рукой придерживает девочку за локоть правой руки. Девочка кисть левой руки опускает на правое предплечье мальчика, а правую руку кладет на его левую руку (кисть правой руки девочки - у сгиба локтя левой руки мальчика). Руки танцоров подняты немного ниже плеча девочки и округлены в локтях (локти не висят).

Правое плечо мальчика должно быть напротив правого плеча девочки.

Голова мальчика повернута вправо, мальчик смотрит на девочку. Девочка поворачивает голову влево, слегка отворачивается от мальчика, как бы стесняясь.

10-11 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Танцоры еще 2 раза повторяют тройной шаг ВПЕРЕД, уже продвигаясь по маленькому совместному кругу вправо (по часовой стрелке).

Мальчик продолжает движение с правой ноги, девочка – с левой.

В конце 11 такта мальчик находится в положении - лицом к центру, девочка - спиной к центру.

12 такт

Счет:

1-И-2

Продолжая двигаться по совместному кругу вправо (по часовой стрелке), танцоры исполняют два шага с приставкой, останавливаясь в положении: мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру. На счет "2" 8-ого такта партнеры приставляют свободную ногу в 3 позицию назад.

ДЕВОЧКА - шаги левой ногой, правой ногой, приставить левую ногу в 3 поз. назад.

МАЛЬЧИК - шаги правой ногой, левой ногой, приставить правую ногу в 3 поз. назад.

13-14 такты

Счет:

И-1-И-2-И,

1-И-2-И

Танцоры в паре 4 раза исполняют припадание, продвигаясь по линии танца: мальчик - с левой ноги, девочка - с правой ноги.

По мере продвижения партнеры постепенно переводят руки во 2 позицию: мальчик мягко раскрывает руки в стороны, а руки девочки плавно скользят по рукам мальчика, и партнеры соединяют кисти во 2 поз.

Головы партнеров так же плавно поворачиваются в сторону движения - по линии танца: у мальчика справа - налево, у девочки - слева направо.

На последний счет "И" 14-ого такта танцоры приставляют ногу в 1 позицию (мальчик приставляет правую ногу к левой, девочка - левую ногу к правой).

В конце 14-ого такта мальчик разъединяет свою левую руку с правой рукой девочки. Свободные руки опускаются в 1 поз. Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) поднимаются вверх.

Партнеры поворачиваются лицом по линии танца.

15-16 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Сольный поворот девочки.

ДЕВОЧКА, начиная с правой ноги, исполняет 2 тройных шага, выполняя полный поворот вправо под соединенными руками и продолжая продвигаться вперед по линии танца:

Счет 1-И-2-И (15 такт) - Тройной шаг с правой ноги ВПЕРЕД по линии танца. Правая рука девочки плавно раскрывается в сторону (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах). Голова повернута влево, взгляд - на мальчика.

Счет 1-И-2-И (16 такт) - Тройной шаг с левой ноги В ПОВОРОТЕ ВПРАВО, продолжая продвижение по линии танца. Правая рука девочки плавно закрывается на талию. Голова поворачивается вправо.

МАЛЬЧИК, начиная с левой ноги, исполняет 4 простых танцевальных шага ВПЕРЕД по линии танца, двигаясь рядом с девочкой и глядя на нее:

Счет 1-И- Шаг левой ногой.

Счет 2-И- Шаг правой ногой.

Счет 1-И- Шаг левой ногой.

Счет 2-И- Шаг правой ногой.

Во время исполнения шагов левая рука мальчика сначала плавно раскрывается в сторону (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах), а затем переводится вперед, перед корпусом, на уровень 1 поз. - мальчик предлагает свою левую руку девочке. Голова повернута вправо, взгляд - на девочку.

В конце 16 такта соединенные руки партнеров разъединяются. Девочка опускает свою левую руку вперед, в левую руку мальчика. Мальчик освободившуюся правую руку опять переводит за спину девочки.

Танцоры принимают исходное положение танца.

Мальчик стоит на правой ноге, девочка - на левой.

Композиция танца повторяется.

Замечания

  • Танец исполняется мягко, плавно, в умеренном темпе.
  • При исполнении танца необходимо подчеркивать полную достоинства осанку русской девушки (манера исполнения танца девушкой носит характер горделивой застенчивости) и внимательное, уважительное отношение к ней юноши.

Литература

  1. "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1961 г.
  2. "Современные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1964 г.
  3. "Новые бальные танцы". Методическое пособие, Л. 1974 г.
  4. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  5. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
  6. "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление и общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
  7. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  8. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.

Видео к танцу "Русский лирический"

На видеозаписях отдельные фигуры танца (под счет) демонстрируют преподаватели бальных танцев КОРОТКОВА Н.Ф. и ПЕТРОВА М.Г. Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев в СПб ГДТЮ.

Полная композиция танца представлена в двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

Вторая запись выполнена в 2015 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Русский лирический" (доступно для скачивания):

Русский лирический - вариант 1

Русский лирический - вариант 2