Классические бальные танцы

Танец «Кружевница»

Автор - Кондратенко Г.М.

Танец создан в 80-ых годах ХХ века.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4, темп умеренный.

Счет музыки: 1-И-2-И

Основные танцевальные элементы и движения танца:

  • Припадание
  • Русский переменный проходящий ход (описан ниже).

Русский переменный проходящий ход

Это движение является основным ходом танца «Кружевница».

Русский переменный проходящий ход (в авторской интерпретации) — это русский переменный ход, в котором нет никаких задержек или остановок.

Движение исполняется на 1 такт.

Счет для исполнения движения: И-1-И-2-И

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

Ноги – в 1 позиции.

Руки – на поясе.

Движение исполняется попеременно с правой и с левой ноги.

1 такт - Русский переменный проходящий ход вперед с правой ноги.
Счет
Описание движения
Затакт И Перед шагом чуть смягчить колено опорной левой ноги.
1 Шаг правой ногой вперед (по линии танца).
И Шаг левой ногой вперед.
2 Шаг правой ногой вперед.
И Левая нога, смягченная в колене, плавно выводится вперед. Носок скользит вдоль пола. Носок оттянут.

Вынос ноги вперед не утрируется.

Движение не останавливается.

1 такт - Русский переменный проходящий ход вперед с левой ноги.

Исполняется по аналогичной схеме, начиная с шага левой ногой вперед.

Замечания

  • В основных шагах бальных танцев в русском стиле нога касается пола сначала носком, а потом опускается на всю ступню ("мягкая поступь").
  • При выполнении шагов нога не поднимается высоко над полом. Шаги исполняются вдоль пола.
  • Все шаги вперед и назад исполняются по одной линии.
  • Шаги выполняются естественно, сдержанно, без рывков. Движения спокойные, легкие и плавные. Колени расслаблены.
  • Движение - непрерывное. Во время проходящего хода не надо делать никаких задержек и остановок.
  • Необходимо следить за переносом тяжести тела с ноги на ногу, в конце шага вес тела должен быть на опорной ноге.
  • Корпус при исполнении движения все время прямой, подтянутый. Не следует допускать наклонов или поворотов корпуса.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА «КРУЖЕВНИЦА»

Запись танца Ивановой Е.И.

Композиция танца занимает 32 такта музыкального сопровождения и состоит из 2-ух частей.

Музыкальное вступление к танцу занимает дополнительно 8 тактов. На музыкальное вступление исполняется приглашение к танцу и принятие исходного положения танца.

Движения на музыкальное вступление к танцу (8 тактов).

Исходное положение перед музыкальным вступлением:

Партнеры стоят рядом, лицом в центр круга (девочка справа от мальчика).

Ноги – в 1 позиции.

Руки опущены вниз, вдоль корпуса.

Такт, счет   
Описание движения
1-4 такты Пауза (позиция партнеров не меняется).
5 такт

Счет:

1-И-2-И

Приглашение - поклон мальчика.

(См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах

6 такт

Счет:

1-И-2-И

Ответный поклон девочки.

(См. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах

7 такт

Счет:

1-И-2-И

Счет 1-И- Мальчик, поворачиваясь лицом по линии танца, предлагает девочке правую руку, открывая ее в сторону. Локоть округлен и направлен назад. Кисть повернута ладонью вверх, ладонь плоская, все пальцы собраны.

Голова мальчика повернута к девочке.

Счет 2-И- Девочка, поворачиваясь лицом по линии танца, мягко кладет кисть своей левой руки в кисть правой руки мальчика.

Голова девочки повернута к мальчику.

8 такт

Счет:

1-И-2

Девочка закручивается влево, на соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки):

Счет 1-И- Два шага (левой ногой и правой ногой) в повороте влево (продвигаясь к мальчику) до положения лицом по линии танца.

Счет 2- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию.

При закручивании правая рука девочки плавно проходит над соединенными руками и выводится вперед, в 1 позицию.

В конце такта мальчик также открывает свою левую руку в 1 позицию.

Свободные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) партнеры соединяют перед корпусом на уровне 1 позиции.

Композиция танца (32 такта).

Исходное положение после приглашения:

Танцующие стоят по кругу парами лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика). Девочка находится чуть впереди мальчика.

Ноги – в 1 позиции.

Позиция рук:

Правая рука мальчика находится за спиной девочки. Левая рука девочка лежит на ее талии спереди. Кисти правой руки мальчика и левой руки девочки соединены на уровне талии девочки с ее правой стороны.

Левая рука мальчика и правая рука девочки соединены впереди, перед корпусом, на уровне 1 позиции. Соединенные руки отведены от корпуса, локти округлены и направлены в стороны.

Позиция кистей соединенных рук партнеров – "за пальчики": Пальчики правой руки девочки лежат сверху на пальчиках левой руки мальчика, кончики пальцев рук девочки направлены в центр ладоней рук мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами. (Мальчик своим большим пальцем придерживает пальцы девочки сверху, а девочка своим большим пальцем придерживает пальцы мальчика снизу.)

Корпусы партнеров слегка отклонены друг от друга (мальчик - влево, девочка - вправо).

Голова мальчика повернута вправо, к девочке, и чуть наклонена влево. Взгляд мальчика - на девочку.

Голова девочки слегка повернута влево, к мальчику, и чуть наклонена вправо. Взгляд девочки может быть опущен.

Мальчик начинает движение с левой ноги.

Девочка начинает движение с правой ноги.

Такт, счет   
Описание движения
 
1-ая часть танца (1-16 такты)
1-4 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И,

1-И-2-И,

1-И-2-И

Ход вперед по линии танца.

Партнеры четыре раза исполняют русский переменный проходящий ход, продвигаясь вперед по линии танца.

Мальчик начинает движение с левой ноги, девочка – с правой ноги.

5-7 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И,

1-И-2-И

Ход по кругу.

Продолжая еще три раза исполнять русский переменный проходящий ход, партнеры двигаются по небольшому кругу влево, против часовой стрелки (сначала идут к центру, а затем - от центра).

В конце 7 такта партнеры должны выйти в позицию - лицом по диагонали от центра.

Заканчивая движение, партнеры поднимают вверх соединенные руки, находящиеся перед корпусом (левая рука мальчика и правая рука девочки).

При этом ДЕВОЧКА на последнем шаге вперед правой ногой начинает раскручиваться под поднятыми вверх соединенными руками, повернувшись на подушечке правой ноги вправо до положения - спиной по диагонали от центра.

8 такт

Счет:

1-И-2

Выход в позицию лицом друг к другу.

Партнеры исполняют два шага и приставку, продвигаясь диагонально: из центра круга и одновременно по линии танца.

ДЕВОЧКА, не разъединяя рук с партнером, продолжает раскручиваться вправо под поднятыми вверх соединенными руками, выходя в позицию - лицом к центру (лицом к мальчику):

Счет 1- Шаг левой ногой назад по диагонали от центра, доворачиваясь на ней вправо до положения - лицом к центру

Счет И- Шаг правой ногой в сторону, по линии танца

Счет 2- Приставить левую ногу назад к правой ноге в 3 позицию.

МАЛЬЧИК, исполняя два шага и приставку, выходит в позицию - спиной к центру (лицом к девочке):

Счет 1- Шаг правой ногой вперед по диагонали от центра с поворотом на ней вправо до положения - спиной к центру

Счет И- Шаг левой ногой в сторону, по линии танца

Счет 2- Приставить правую ногу назад к левой ноге в 3 позицию.

В конце движения соединенные руки партнеров раскрываются в стороны, во 2 позицию.

ОКОНЧАНИЕ 8-ого такта:

Партнеры стоят лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру).

Ноги - в 3 позиции, у мальчика впереди левая нога, у девочки - правая.

Руки соединены во 2 позиции. Соединение кистей - "за пальчики".

9-10 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Припадания по линии танца.

Партнеры исполняют четыре припадания в сторону, продвигаясь по линии танца: мальчик - с левой ноги, девочка - с правой ноги.

Головы партнеров поворачиваются по линии танца (у мальчика - налево, у девочки - направо).

11-12 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Поворот девочки вправо под левой рукой мальчика.

Правая рука мальчика и левая рука девочки разъединяются.

Мальчик закрывает правую руку на пояс. Девочка опускает левую руку в бальную позицию (или придерживает левой рукой юбочку).

Соединенные руки (левая рука мальчика и правая рука девочки) партнеры поднимают вверх.

МАЛЬЧИК:

11 такт:

Счет 1- Ставит правую ногу в сторону на каблук. Правая нога выпрямлена в колене, опорная левая нога чуть смягчается.

Счет И- Пауза.

Счет 2- Переводит правую ногу на носок, рядом с носком опорной левой ноги. Колено правой ноги согнуто (колено — в сторону), колено левой ноги выпрямляется.

Счет И- Пауза

12 такт - Повторить движение.

При исполнении движения взгляд мальчика — на девочку.

ДЕВОЧКА:

Исполняет четыре припадания в повороте вправо (с правой ноги). За 2 такта (четыре припадания) девочка выполняет полный поворот вправо под соединенными руками (под левой рукой мальчика).

Голова девочки при повороте вправо повернута налево.

В конце 12 такта партнеры вновь соединяют обе руки во 2 позиции (в позиции: мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру).

Мальчик стоит на левой ноге, правая нога на носке, рядом с носком опорной левой ноги.

Девочка стоит на правой ноге, левая нога – в позиции sur le cou-de-pied у щиколотки правой ноги сзади.

13-14 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Припадания против линии танца.

Партнеры вновь исполняют четыре припадания в сторону, продвигаясь теперь против линии танца: мальчик - с правой ноги, девочка - с левой ноги.

Головы партнеров поворачиваются против линии танца (у мальчика - направо, у девочки - налево).

15 такт

Счет:

1-И-2-И

Поворот девочки влево под правой рукой мальчика.

Левая рука мальчика и правая рука девочки разъединяются.

Мальчик закрывает левую руку на пояс, девочка опускает правую руку в бальную позицию (или придерживает правой рукой юбочку).

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) партнеры поднимают вверх.

МАЛЬЧИК:

Счет 1- Ставит левую ногу в сторону на каблук. Левая нога выпрямлена в колене, опорная правая опорная нога чуть смягчается.

Счет И- Пауза.

Счет 2-И- Переводит левую ногу на носок, рядом с носком опорной правой ноги. Колено левой ноги согнуто (колено — в сторону), колено правой ноги выпрямляется.

Счет И- Пауза.

При исполнении движения взгляд мальчика — на девочку.

ДЕВОЧКА:

Исполняет два припадания в повороте влево (с левой ноги) под соединенными руками (под правой рукой мальчика). За 1 такт (два припадания) девочка должна выйти в позицию - лицом по линии танца.

Голова девочки на повороте влево повернута направо.

16 такт

Счет:

1-И-2

Принятие исходной позиции танца.

МАЛЬЧИК:

Счет 1- Снова ставит левую ногу в сторону на каблук. Левая нога выпрямлена в колене, опорная правая опорная нога чуть смягчается.

Счет И- Пауза.

Счет 2- Приставляет левую ногу к правой ноге в 1 позицию, без веса, поворачиваясь лицом по линии танца.

При исполнении движения взгляд мальчика — на девочку.

Не разъединяя соединенных рук (правая рука мальчика и левая рука девочки), партнеры опускают их на уровень талии девочки.

ДЕВОЧКА:

Заканчивая поворот влево, снова, как на 8-ом такте вступления, закручивается влево, на соединенные руки.

В конце 16 такта партнеры принимают исходное положение танца.

 
2-ая часть танца (17-32 такты)
17-20 такты Повтор движений 1-4 тактов.
21-24 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И,

1-И-2-И,

1-И-2

Обход девочкой мальчика.

Партнеры разъединяют руки.

ДЕВОЧКА:

На 21-23 такте девочка, исполняя три раза русский переменный проходящий ход (начиная с правой ноги), обходит мальчика, двигаясь вокруг него влево, против часовой стрелки. Обе руки девочка постепенно раскрывает в стороны, во 2 позицию (см. Движения рук и поклоны в русских бальных танцах).

Голова девочки слегка повернута налево, в сторону мальчика.

На 24 такте девочка, возвращаясь на свое место, исполняет:

Счет 1-И- Два шага (левой ногой, правой ногой), продолжая продвигаться по кругу влево, против часовой стрелки, и поворачиваясь до положения - лицом к центру (лицом к мальчику)

Счет 2- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию.

Руки девочки остаются раскрытыми во 2 позицию.

МАЛЬЧИК:

Мальчик закрывает свою левую руку на пояс и исполняет четыре притопа левой ногой на месте (на счет 1- каждого такта).

На 21-22 тактах мальчик, исполняя два притопа, немного поворачивается влево, вслед за девочкой, сопровождая ее движением своей правой руки (правая рука мальчика движется влево на высоте 1 позиции).

На 23 такте мальчик, исполняя третий притоп, возвращается в позицию спиной к центру. При этом он плавно открывает правую руку в сторону, как бы встречая девочку.

На всех движениях поворот головы и взгляд мальчика - на девочку.

На первый счет 24 такта мальчик, исполняя последний притоп, приставляет левую ногу к правой ноге в 1 позицию без веса.

При этом мальчик подает девочке и вторую (левую) руку, открывая обе руки вперед на уровень 1 позиции, ладонями вверх (руки почти выпрямлены в локтях).

Подачу рук мальчик дополняет небольшим поклоном головы, как бы приглашая девочку следовать за ним.

25-26 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Ход к центру.

На первый счет 25 такта девочка, чуть приподнимая обе руки, мягко кладет их в руки мальчика, опуская кисти в ладони мальчика.

Руки партнеров, почти выпрямленные в локтях, соединяются на уровне 1 позиции.

Исполняя два раза русский переменный проходящий ход, партнеры двигаются к центру: мальчик - с левой ноги назад, спиной к центру, девочка - с правой ноги вперед, лицом к центру. Мальчик как бы ведет девочку за собой к центру.

Руки партнеров соединены впереди на уровне 1 позиции.

27-28 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Хоровод по кругу вправо.

Продолжая русский переменный проходящий ход, партнеры исполняют хоровод в паре, двигаясь по кругу вправо (по часовой стрелке): мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой ноги. За 2 такта партнеры проходят полный круг.

При исполнении хоровода соединенные руки партнеры раскрывают во 2 позицию, образуя руками круг.

Головы партнеров чуть наклоняются налево.

29-30 такты

Счет:

1-И-2-И,

1-И-2-И

Ход от центра.

Вернувшись в позицию мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру, партнеры вновь переводят соединенные руки вперед, на уровень 1 позиции.

В этой позиции, исполняя два раза русский переменный проходящий ход, партнеры двигаются от центра: мальчик - с левой ноги вперед, девочка - с правой ноги назад. Теперь как бы девочка ведет за собой мальчика от центра.

Руки партнеров соединены впереди на уровне 1 позиции.

31 такт

Счет:

1-И-2-И

Хоровод по кругу влево.

Продолжая русский переменный проходящий ход, партнеры снова исполняют хоровод в паре, двигаясь теперь по кругу влево (против часовой стрелки): мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой ноги. За 1 такт партнеры должны пройти почти полный круг.

При исполнении хоровода соединенные руки партнеры снова раскрывают во 2 позицию, образуя руками круг.

Головы партнеров чуть наклоняются направо.

32 такт

Счет:

1-И-2

Выход в исходное положение танца.

Соединенные левая рука мальчика и правая рука девочки поднимаются вверх, в 3 позицию.

МАЛЬЧИК заканчивает движение по кругу влево:

Счет 1-И- Два шага (правой ногой, левой ногой), выходя в позицию - лицом по линии танца.

Счет 2- Приставить правую ногу к левой ноге в 1 позицию.

ДЕВОЧКА закручивается влево под соединенными руками:

Счет 1-И- Два шага (левой ногой и правой ногой) в повороте влево под соединенными руками (левая рука мальчика и правая рука девочки), выходя в позицию - лицом по линии танца.

Счет 2- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию.

В конце движения соединенные левая рука мальчика и правая рука девочки опускаются на уровень 1 позиции, перед корпусом.

Соединенные правая рука мальчика и левая рука девочки опускаются на уровень талии девочки.

В конце такта партнеры принимают исходное положение танца.

Замечания к танцу "КРУЖЕВНИЦА"

  • Название танца:
  • Кружевница - мастерица по изготовлению (плетению) кружева. Название танца отражает движения, в которых много кружений, переплетений рук партнеров и поворотов девочки под соединенными руками партнеров, вызывающих ассоциацию с плетением кружева.

  • Характер танца:
  • Характер исполнения танца: русская широта и нежность.

    Все движения танца исполняются мягко, плавно, слитно.

  • При исполнении танца взгляд партнера обращен на партнершу, кроме тех случаев, когда необходимо подчеркнуть движение поворотом головы или корпуса.
  • На 11-12 и 15-16 тактах нога мальчика в «каблучном положении» должна быть сильно сокращена в ступне (ступня и голень образуют прямой угол). Колено при этом должно быть выпрямлено. На отведенную ногу не следует опираться. Положение ноги в «каблучном положении» должно быть выворотным. Перевод свободной ноги на каблук подчеркивается небольшим приседанием на опорной ноге.

Литература

  1. Методическая разработка. Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных (СПбГДТЮ). СПб, 2006 г.
  2. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. СПб, 2006 г.

Стихи для детей о танце "КРУЖЕВНИЦА"

Вариант-1

За стежком – стежок.
За шажком – шажок.
Здесь присядка не годится,
Это танец КРУЖЕВНИЦА.

Вариант-2

Кружевница, кружевница,
Ты - такая мастерица!
Кружева ты так плетешь -
Узелочка не найдешь.
И как чары волшебства,
Закружили кружева!

Видео к танцу "Кружевница"

Основные танцевальные элементы и фигуры танца демонстрирует автор танца КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна. Записи выполнены на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

Полная композиция танца представлена на двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам. (Фигура "Обход девочкой мальчика" на данной записи исполняется не в авторской редакции.)

Вторая запись выполнена в 2008 г. на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова, по отечественной программе.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Кружевница" (доступно для скачивания):

Кружевница

Старый клен

Уголок России - отчий дом. Песняры