Классические бальные танцы

Танец "Па д’Эспань"

Просмотров: 390Комментарии: 0
Историко-бытовые танцы

Автор танца - артист балета Александр Александрович Царман (автор хореографии и музыки).

Время создания танца - конец XIX в.

Название танца: ПА Д’ЭСПАНЬ [фр. Pas d’ Espagne] - "Испанские движения"или "Испанские шаги". Этот отечественный бальный танец основан на элементах характерно-сценического испанского танца.

Музыка:

Музыкальный размер 3/4.

Темп - умеренно быстрый.

Основные танцевальные элементы и движения танца :

Замечания

  • В танце "Па д’Эспань" па балансе исполняется с противоположным движением корпуса. В отличие от классических танцев, где при исполнении балансе в сторону корпус слегка наклоняется в сторону движения, в этом танце корпус, напротив, отклоняется в сторону, противоположную движению.
  • Голова поворачивается в сторону движения и приподнимается вверх.

  • Вальсовые повороты исполняются с легким приседанием (плие) на первом шаге.
  • Движения рук более активные и менее плавные.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Запись танца Ивановой Е.И.

В сборниках танцев авторы приводят схемы этого танца, заметно отличающиеся друг от друга.

В данном описании представлен ленинградский вариант 32-ух тактовой композиции танца. Она включает в себя несколько упрощенную 16-ти тактовую композицию А.А. Цармана (1 часть танца), которую в советское время ленинградские хореографы дополнили другими фигурами еще на 16 тактов.

Исходное положение:

(После приглашения на музыкальное вступление)

Партнеры стоят парами по кругу, лицом друг к другу (кавалер – спиной к центу, дама – лицом к центру).

Ноги – в 3-ей позиции (у кавалера левая нога впереди, у дамы – правая нога).

Руки открыты во 2-ую позицию, левая рука дамы и правая рука кавалера соединены.(Свободные руки могут лежать на талии.)

Взгляд - друг на друга.

ПЕРВАЯ ФИГУРА (1-8 такты)

1 такт.

Полповорота (полтура) вальса с продвижением по линии танца.

Кавалер начинает с левой ноги и исполняет полповорота влево.

Дама начинает с правой ноги и исполняет полповорота вправо.

Партнеры поворачиваются почти спиной друг к другу: кавалер - лицом по диагонали к центру, дама - лицом по диагонали от центра.

Соединенные руки при этом проходят через низ и выводятся вперед на уровень между 1 и 2 поз.

Головы повернуты по линии танца (у кавалера - вправо, у дамы - влево).

2 такт.

Шаг вперед по линии танца и два легких удара в пол подушечкой свободной ноги позади опорной ноги (в 3 поз.).

Кавалер исполняет шаг правой ногой вперед (по линии танца) и два удара подушечкой левой ноги позади правой ноги.

Дама исполняет шаг левой ногой вперед (по линии танца) и два удара подушечкой правой ноги позади левой.

Во время этого движения голова чуть приподнимается вверх, взгляд - вперед.

3-4 такты.

Два па глиссада назад, продвигаясь против линии танца.

Кавалер - с левой ноги, дама - с правой ноги.

В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - правая нога впереди, у дамы - левая.)

5 такт.

Полповорота (полтура) вальса с продвижением по линии танца.

Кавалер теперь начинает с правой ноги и исполняет полповорота вправо.

Дама теперь начинает с левой ноги и исполняет полповорота влево.

Партнеры опять поворачиваются лицом друг к другу (кавалер - спиной к центру, дама - лицом к центру).

Соединенные руки проходят через низ и выводятся в сторону во 2 поз. Свободные руки (левая рука кавалера и правая рука дамы) также соединяются во 2 поз.

6 такт.

Шаг в сторону по линии танца и два легких удара в пол подушечкой свободной ноги рядом опорной ногой.

Кавалер исполняет шаг левой ногой в сторону (по линии танца) и два удара - подушечкой правой ноги рядом с левой ногой.

Дама исполняет шаг правой ногой в сторону (по линии танца) и два удара подушечкой левой ноги рядом с правой.

Голова чуть поворачивается в противоположную сторону - против линии танца.

7-8 такты.

Два па глиссада в сторону, продвигаясь против линии танца.

Кавалер - с правой ноги, дама - с левой ноги.

На глиссадах - легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (по линии танца).

В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - левая нога впереди, у дамы - правая.)

ВТОРАЯ ФИГУРА (9-16 такты)

9-10 такты.

Два па глиссада в сторону, продвигаясь по линии танца.

Кавалер - с левой ноги, дама - с правой ноги.

Легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (против линии танца).

В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - правая нога впереди, у дамы - левая.)

11-12 такты.

Два па глиссада в сторону, продвигаясь против линии танца.

Кавалер - с правой ноги, дама - с левой ноги.

Легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (по линии танца).

В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - левая нога впереди, у дамы - правая.)

Окончание: Партнеры соединяются в закрытую позицию. Левая рука дамы – в «испанской» позиции: кисть – на бедре, большой палец вперед, остальные – назад, локоть в сторону.

13-16 такты.

Вальс в паре - вальсовые повороты по 3 поз.

Партнеры в паре исполняют два полных тура вальса вправо (в продвижением по линии танца).

Кавалер начинает с левой ноги дама – с правой ноги.

Партнеры останавливаются в позиции - лицом друг к другу, кавалер – спиной к центру, дама – лицом к центру. Ноги в 3 позиции, у кавалера - левая нога впереди, у дамы - правая нога впереди.

Руки поднять в стороны и соединить на уровне 2 позиции.

ТРЕТЬЯ ФИГУРА (17-24 такты)

17-18 такты.

Сольные вальсовые повороты (полный тур) с продвижением по линии танца.

Кавалер начинает с левой ноги и исполняет полный вальсовый поворот влево.

Дама начинает с правой ноги и исполняет полный вальсовый поворот вправо.

На вальсовых поворотах руки партнеров разъединяются.

В конце поворотов партнеры вновь останавливаются лицом друг к другу и соединяют руки во 2 позиции.

19-20 такты.

Два па глиссада в сторону, продвигаясь по линии танца.

Кавалер - с левой ноги, дама - с правой ноги.

Легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (против линии танца).

В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - правая нога впереди, у дамы - левая.)

Руки соединены во 2 позиции.

21-22 такты.

Сольные вальсовые повороты (полный тур) с продвижением против линии танца.

Кавалер начинает с правой ноги и исполняет полный вальсовый поворот вправо.

Дама начинает с левой ноги и исполняет полный вальсовый поворот влево.

На вальсовых поворотах руки партнеров разъединяются.

В конце поворотов партнеры вновь останавливаются лицом друг к другу и соединяют руки во 2 позиции.

23-24 такты.

Два па глиссада в сторону, продвигаясь против линии танца.

Кавалер - с правой ноги, дама - с левой ноги.

Легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (по линии танца).

В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - левая нога впереди, у дамы - правая.)

Руки соединены во 2 позиции.

ЧЕТВЁРТАЯ ФИГУРА (25-32 такты)

25 такт.

Шаг в сторону по линии танца и два легких удара в пол подушечкой свободной ноги рядом опорной ногой.

Кавалер исполняет шаг левой ногой в сторону (по линии танца) и два удара подушечкой правой ноги рядом с левой ногой.

Дама исполняет шаг правой ногой в сторону (по линии танца) и два удара подушечкой левой ноги рядом с правой.

Небольшой поворот головы в противоположную сторону (против линии танца).

26 такт.

Шаг в сторону против линии танца и два легких удара в пол подушечкой свободной ноги рядом опорной ногой.

Кавалер исполняет шаг правой ногой в сторону (против линии танца) и два удара подушечкой левой ноги рядом с правой ногой.

Дама исполняет шаг левой ногой в сторону (против линии танца) и два удара подушечкой правой ноги рядом с левой.

Небольшой поворот головы в противоположную сторону (по линии танца).

27-28 такты.

Сольный вальсовый поворот дамы под левой рукой кавалера.

Правая рука кавалера и левая рука дамы разъединяются. Эти свободные руки переводятся в «испанскую» позицию: кисть – на бедре, большой палец вперед, остальные – назад, локоть в сторону. (Кавалер может оставить правую руку во 2 поз.)

Соединенные левая рука кавалера и правая рука дамы поднимаются в 3 поз.

Кавалер, лицом к даме, исполняет с левой ноги два па глиссада в сторону, продвигаясь по линии танца.

Дама с правой ноги исполняет полный вальсовый поворот вправо под соединенными руками, также продвигаясь по линии танца.

Окончание: Партнеры соединяются в закрытую позицию. Левая рука дамы остается в «испанской» позиции (кисть – на бедре, большой палец вперед, остальные – назад, локоть в сторону).

29-32 такты.

Вальс в паре - вальсовые повороты по 3 поз.

Партнеры в паре исполняют два полных тура вальса вправо (в продвижением по линии танца).

Кавалер начинает с левой ноги дама – с правой ноги.

В конце поворотов партнеры принимают исходную. позицию танца.

Композиция танца может повторяться.

Литература

  1. "Руководство для изучения танцев". Н.Л. Гавликовский. 4-е изд. испр.; Издательство: "Планета музыки", "Лань" (СПб, Москва, Краснодар), 2010г.
  2. "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
  3. "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.

Видео к танцу "Па д’Эспань"

На первом видео учащиеся МГАХ (Московская государственная академия хореографии) исполняют 16-ти тактовую композицию, соответствующую описанию танца в литературе:

"Бальные танцы". Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Издательство: Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954г.

32-тактовая композиция танца, описанная выше, представлена на следующих двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

Вторая запись выполнена в 2016 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Па д’Эспань" (доступно для скачивания):

Па д’Эспань (музыка А. Цармана) - вариант 1

Па д’Эспань (музыка А. Цармана) - вариант 2