Автор танца - артист балета Александр Александрович Царман (автор хореографии и музыки).
Время создания танца - конец XIX в.
Название танца: ПА Д’ЭСПАНЬ [фр. Pas d’ Espagne] - "Испанские движения"или "Испанские шаги". Этот отечественный бальный танец основан на элементах характерно-сценического испанского танца.
Музыка:
Музыкальный размер 3/4.
Темп - умеренно быстрый.
Основные танцевальные элементы и движения танца :
Замечания
- В танце "Па д’Эспань" па балансе исполняется с противоположным движением корпуса. В отличие от классических танцев, где при исполнении балансе в сторону корпус слегка наклоняется в сторону движения, в этом танце корпус, напротив, отклоняется в сторону, противоположную движению.
- Вальсовые повороты исполняются с легким приседанием (плие) на первом шаге.
- Движения рук более активные и менее плавные.
Голова поворачивается в сторону движения и приподнимается вверх.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Запись танца Ивановой Е.И.
В сборниках танцев авторы приводят схемы этого танца, заметно отличающиеся друг от друга.
В данном описании представлен ленинградский вариант 32-ух тактовой композиции танца. Она включает в себя несколько упрощенную 16-ти тактовую композицию А.А. Цармана (1 часть танца), которую в советское время ленинградские хореографы дополнили другими фигурами еще на 16 тактов.
Исходное положение:
(После приглашения на музыкальное вступление)
Партнеры стоят парами по кругу, лицом друг к другу (кавалер – спиной к центу, дама – лицом к центру).
Ноги – в 3-ей позиции (у кавалера левая нога впереди, у дамы – правая нога).
Руки открыты во 2-ую позицию, левая рука дамы и правая рука кавалера соединены.(Свободные руки могут лежать на талии.)
Взгляд - друг на друга.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (1-8 такты)
1 такт.
Полповорота (полтура) вальса с продвижением по линии танца.
Кавалер начинает с левой ноги и исполняет полповорота влево.
Дама начинает с правой ноги и исполняет полповорота вправо.
Партнеры поворачиваются почти спиной друг к другу: кавалер - лицом по диагонали к центру, дама - лицом по диагонали от центра.
Соединенные руки при этом проходят через низ и выводятся вперед на уровень между 1 и 2 поз.
Головы повернуты по линии танца (у кавалера - вправо, у дамы - влево).
2 такт.
Шаг вперед по линии танца и два легких удара в пол подушечкой свободной ноги позади опорной ноги (в 3 поз.).
Кавалер исполняет шаг правой ногой вперед (по линии танца) и два удара подушечкой левой ноги позади правой ноги.
Дама исполняет шаг левой ногой вперед (по линии танца) и два удара подушечкой правой ноги позади левой.
Во время этого движения голова чуть приподнимается вверх, взгляд - вперед.
3-4 такты.
Два па глиссада назад, продвигаясь против линии танца.
Кавалер - с левой ноги, дама - с правой ноги.
В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - правая нога впереди, у дамы - левая.)
5 такт.
Полповорота (полтура) вальса с продвижением по линии танца.
Кавалер теперь начинает с правой ноги и исполняет полповорота вправо.
Дама теперь начинает с левой ноги и исполняет полповорота влево.
Партнеры опять поворачиваются лицом друг к другу (кавалер - спиной к центру, дама - лицом к центру).
Соединенные руки проходят через низ и выводятся в сторону во 2 поз. Свободные руки (левая рука кавалера и правая рука дамы) также соединяются во 2 поз.
6 такт.
Шаг в сторону по линии танца и два легких удара в пол подушечкой свободной ноги рядом опорной ногой.
Кавалер исполняет шаг левой ногой в сторону (по линии танца) и два удара - подушечкой правой ноги рядом с левой ногой.
Дама исполняет шаг правой ногой в сторону (по линии танца) и два удара подушечкой левой ноги рядом с правой.
Голова чуть поворачивается в противоположную сторону - против линии танца.
7-8 такты.
Два па глиссада в сторону, продвигаясь против линии танца.
Кавалер - с правой ноги, дама - с левой ноги.
На глиссадах - легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (по линии танца).
В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - левая нога впереди, у дамы - правая.)
ВТОРАЯ ФИГУРА (9-16 такты)
9-10 такты.
Два па глиссада в сторону, продвигаясь по линии танца.
Кавалер - с левой ноги, дама - с правой ноги.
Легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (против линии танца).
В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - правая нога впереди, у дамы - левая.)
11-12 такты.
Два па глиссада в сторону, продвигаясь против линии танца.
Кавалер - с правой ноги, дама - с левой ноги.
Легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (по линии танца).
В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - левая нога впереди, у дамы - правая.)
Окончание: Партнеры соединяются в закрытую позицию. Левая рука дамы – в «испанской» позиции: кисть – на бедре, большой палец вперед, остальные – назад, локоть в сторону.
13-16 такты.
Вальс в паре - вальсовые повороты по 3 поз.
Партнеры в паре исполняют два полных тура вальса вправо (в продвижением по линии танца).
Кавалер начинает с левой ноги дама – с правой ноги.
Партнеры останавливаются в позиции - лицом друг к другу, кавалер – спиной к центру, дама – лицом к центру. Ноги в 3 позиции, у кавалера - левая нога впереди, у дамы - правая нога впереди.
Руки поднять в стороны и соединить на уровне 2 позиции.
ТРЕТЬЯ ФИГУРА (17-24 такты)
17-18 такты.
Сольные вальсовые повороты (полный тур) с продвижением по линии танца.
Кавалер начинает с левой ноги и исполняет полный вальсовый поворот влево.
Дама начинает с правой ноги и исполняет полный вальсовый поворот вправо.
На вальсовых поворотах руки партнеров разъединяются.
В конце поворотов партнеры вновь останавливаются лицом друг к другу и соединяют руки во 2 позиции.
19-20 такты.
Два па глиссада в сторону, продвигаясь по линии танца.
Кавалер - с левой ноги, дама - с правой ноги.
Легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (против линии танца).
В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - правая нога впереди, у дамы - левая.)
Руки соединены во 2 позиции.
21-22 такты.
Сольные вальсовые повороты (полный тур) с продвижением против линии танца.
Кавалер начинает с правой ноги и исполняет полный вальсовый поворот вправо.
Дама начинает с левой ноги и исполняет полный вальсовый поворот влево.
На вальсовых поворотах руки партнеров разъединяются.
В конце поворотов партнеры вновь останавливаются лицом друг к другу и соединяют руки во 2 позиции.
23-24 такты.
Два па глиссада в сторону, продвигаясь против линии танца.
Кавалер - с правой ноги, дама - с левой ноги.
Легкий наклон корпуса и небольшой поворот головы в противоположную сторону (по линии танца).
В конце второго глиссада приставить ногу вперед в 3 поз., не перенося на нее вес корпуса. (У кавалера - левая нога впереди, у дамы - правая.)
Руки соединены во 2 позиции.
ЧЕТВЁРТАЯ ФИГУРА (25-32 такты)
25 такт.
Шаг в сторону по линии танца и два легких удара в пол подушечкой свободной ноги рядом опорной ногой.
Кавалер исполняет шаг левой ногой в сторону (по линии танца) и два удара подушечкой правой ноги рядом с левой ногой.
Дама исполняет шаг правой ногой в сторону (по линии танца) и два удара подушечкой левой ноги рядом с правой.
Небольшой поворот головы в противоположную сторону (против линии танца).
26 такт.
Шаг в сторону против линии танца и два легких удара в пол подушечкой свободной ноги рядом опорной ногой.
Кавалер исполняет шаг правой ногой в сторону (против линии танца) и два удара подушечкой левой ноги рядом с правой ногой.
Дама исполняет шаг левой ногой в сторону (против линии танца) и два удара подушечкой правой ноги рядом с левой.
Небольшой поворот головы в противоположную сторону (по линии танца).
27-28 такты.
Сольный вальсовый поворот дамы под левой рукой кавалера.
Правая рука кавалера и левая рука дамы разъединяются. Эти свободные руки переводятся в «испанскую» позицию: кисть – на бедре, большой палец вперед, остальные – назад, локоть в сторону. (Кавалер может оставить правую руку во 2 поз.)
Соединенные левая рука кавалера и правая рука дамы поднимаются в 3 поз.
Кавалер, лицом к даме, исполняет с левой ноги два па глиссада в сторону, продвигаясь по линии танца.
Дама с правой ноги исполняет полный вальсовый поворот вправо под соединенными руками, также продвигаясь по линии танца.
Окончание: Партнеры соединяются в закрытую позицию. Левая рука дамы остается в «испанской» позиции (кисть – на бедре, большой палец вперед, остальные – назад, локоть в сторону).
29-32 такты.
Вальс в паре - вальсовые повороты по 3 поз.
Партнеры в паре исполняют два полных тура вальса вправо (в продвижением по линии танца).
Кавалер начинает с левой ноги дама – с правой ноги.
В конце поворотов партнеры принимают исходную. позицию танца.
Композиция танца может повторяться.
Литература
- "Руководство для изучения танцев". Н.Л. Гавликовский. 4-е изд. испр.; Издательство: "Планета музыки", "Лань" (СПб, Москва, Краснодар), 2010г.
- "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
- "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
Видео к танцу "Па д’Эспань"
На первом видео учащиеся МГАХ (Московская государственная академия хореографии) исполняют 16-ти тактовую композицию, соответствующую описанию танца в литературе:
"Бальные танцы". Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Издательство: Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954г.
32-тактовая композиция танца, описанная выше, представлена на следующих двух видеозаписях.
Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.
Вторая запись выполнена в 2016 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.
Музыкальное сопровождение
Музыка для исполнения танца "Па д’Эспань" (доступно для скачивания):
Па д’Эспань (музыка А. Цармана) - вариант 1
Па д’Эспань (музыка А. Цармана) - вариант 2