Название танца: "ПА ДЕ КАТР" - "PAS DE QUATRE".
В балете название "Pas de quatre" обозначает музыкально-танцевальную форму с вариацией четырёх танцовщиков (или четырех балерин) - "танец вчетвером".
Бальный танец "Па де катр" исполняется парой танцоров, а название танца разными авторами объясняется по-разному: оно может быть обусловлено тем, что композиция танца занимает 4 такта музыкального сопровождения в музыкальном размере 4/4. А Ивановский Н.П., например, считает, что название танца объясняется тем, что первый и второй такты каждый содержат 4 танцевальных движения.
Танец относится к историко-бытовым танцам.
Автор танца - русский балетмейстер Гавликовский Н.Л.
Танец создан Гавликовским в конце XIX - начале ХХ века. Танец под названием "Па де катр" существовал и раньше, но Гавликовский создал свой вариант, очень лаконичный и простой.
Ивановский Н.П. в книге "Бальный танец XVI-XIX веков" (1948г.) при описании танца внес в композицию некоторые изменения.
В литературе 80-ых годов прошлого века композиция танца претерпела еще некоторые изменения.
Особенностью танца является исполнение вальсовых поворотов в музыкальном размере 4/4. Половина вальсового поворота при этом исполняется на 2/4 такта. (Полный тур вальса в танце Па де катр занимает 4/4 музыкального сопровождения.) Последовательность движений остается такой же, как и при исполнении вальса в музыкальном размере 3/4, только первые два шага исполняются на 1/8 долю такта.
Музыка:
Музыкальный размер 4/4.
Основные танцевальные элементы:
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Весь танец занимает 4 такта музыкального сопровождения.
Композиция состоит из 2-ух фигур. Каждая фигура исполняется на 2 такта музыки, а весь танец - на 4 такта.
Описание приводится по литературе:
1. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. "Просвещение", М., 1978г.
2. Воронина И. «Историко-бытовой танец». Учебное пособие. Изд. «Искусство», М., 1980г.
Исходное положение:
Партнеры стоят лицом друг к другу, кавалер - спиной к центру, дама - лицом к центру.
Ноги - в 3 позиции, у кавалера левая нога впереди, у дамы - правая.
Руки соединены во 2 позиции, локти округлены.
1 такт.
Счет 1-и-2 - Па глиссад по линии танца (кавалер - с левой ноги, дама - с правой ноги).
Счет 3-и-4 - Половина вальсового поворота в музыкальном размере 2/4 с продвижением по линии танца: кавалер - с левой ноги, поворачиваясь влево, дама - с правой ноги, поворачиваясь вправо.
Соединенные руки партнеров (правая рука кавалера и левая рука дамы) плавно переводятся через низ вперед на уровень 2 поз.
Левая рука кавалера и правая рука дамы разъединяются и опускаются в бальную позицию.
После вальсового полуповорота партнеры останавливаются практически спиной друг к другу (кавалер - лицом к центру, дама - спиной к центру) - в положении неполного dos-a-dos. Ноги - в 3 позиции, у кавалера правая нога впереди, у дамы - левая.
2 такт.
Повтор движений 1 такта, начиная с других ног.
Вальсовый полуповорот кавалер исполняет теперь с правой ноги в правую сторону, а дама с левой ноги - в левую.
Соединенные руки (правая рука кавалера и левая рука дамы) снова проводятся через низ в сторону во 2 поз.
В конце 2 такта партнеры, поворачиваясь лицом друг к другу, принимают закрытую позицию для исполнения вальса в паре.
3-4 такты.
Счет: 1-и-2, 3-и-4, 1-и-2, 3-и-4 - Партнеры в закрытой позиции исполняют 2 полных вальсовых поворота (2 тура) вправо с продвижением по линии танца, в музыкальном размере 2/4.
В конце вальсовых поворотов партнеры принимают исходную позицию танца.
Вся композиция повторяется.
При повторении композиции на 3-4 тактах вальс в паре может исполняться в левую сторону.
Литература
- "Руководство для изучения танцев". Составитель Н.Л. Гавликовский. Общедоступное пособие к изучению всех бальных танцев с указателем фигур для котильона и мазурки. С-Петербург, 1899 г.
- "Бальный танец XVI - XIX вв.". Ивановский Н.П. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Москва-Ленинград, изд. Искусство, 1948г.
- "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
- "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
- "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
Видео к танцу "Па де катр"
На первой видеозаписи танец исполняют учащиеся МГАХ (Московская государственная академия хореографии), 2 класс. Запись выполнена в 2015 г.
На второй видеозаписи более длинный вариант композиции танца (на 8 тактов) демонстрируют представители Самарской региональной детско-молодежной общественной организации (СР ДМОО) "Успех", Самарского областного историко-краеведческого музея (СОИКМ) им. П.В. Алабина, в рамках подготовки Алабинского бала.
Музыкальное сопровождение
Музыка для исполнения танца "Па де катр" (доступно для скачивания):