Классические бальные танцы

Полонез

Просмотров: 880Комментарии: 0
Историко-бытовые танцы

Название танца - от французского dance polonaise - польский танец.

Это - торжественный танец-шествие, имеющий польское происхождение.

Полонез, как правило, исполнялся в начале балов. Все танцующие пары двигаются в Полонезе по установленным фигурам.

Танец относится к историко-бытовым танцам.

Музыка:

Музыкальный размер 3/4. (Счет И-1-2-3.)

Темп умеренный.

Основное движение танца Полонез - ПА ПОЛОНЕЗА

Па полонеза занимает 1 такт музыкального сопровождения.

Па полонеза исполняется легким танцевальным шагом – с носка на всю ступню - и состоит из трех танцевальных шагов. Перед исполнением первого шага осуществляется небольшое смягчение опорной ноги (мягкое приседание - плие).

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

Ноги – в 3-ей позиции, правая нога впереди.

Руки – в бальной позиции.

Описание ПА ПОЛОНЕЗА:

Счет И - Небольшое плие. Правая нога скользящим движением носочком по полу выводится вперед. Колено и носок правой ноги вытягиваются. (Носок правой ноги должен начинать оттягиваться уже в начале движения ноги вперед.)

Счет 1 - Шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню.

Для красоты движения первый шаг (после плие) необходимо удлинить. Для этого перед переносом веса корпуса на ногу, надо проскользнуть носком по полу еще немного вперед, слегка оттолкнувшись опорной ногой.

Счет 2 - (Проскальзывая носком по полу) Шаг левой ногой вперед с носка на всю ступню.

Счет 3 - (Проскальзывая носком по полу) Шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню.

Счет И - Небольшое плие. Одновременно левая нога не задерживается на месте, а скользящим движением через 1 позицию проводится вперед, для повторения па полонеза с левой ноги. Колено и носок левой ноги вытягиваются.

На следующий такт па полонеза повторяется, уже начиная с левой ноги.

Замечания

  • Шаги Полонеза небольшие и очень изящные. Исполняются мягко и плавно.
  • Плие - плавное, без резкого опускания вниз. Смягчение ног - очень незначительное.
  • Носок ноги, выполняющей шаг, оттянут и практически не отделяется от пола, скользя по нему. Но ноги не должны шаркать по полу.
  • Движение вперед должно быть торжественным, не вялым, но без суеты.
  • Корпус – прямой, подчеркнуто подтянутый, не раскачивается. Плечи должны быть раскрыты. Голова приподнята. Осанка гордая, благородная. Эта осанка сохраняется во все время исполнения всего танца.
  • Корпус не должен отставать от движения ног, а стремиться вперед.
  • По описанию Ивановского Н.П. (см. "Бальный танец XVI-XIX вв.") и Ворониной И. (см. "Историко-бытовой танец"), па полонеза исполняется на низких полупальцах.
Исходная позиция в паре:

Танцующие стоят рядом друг да другом, лицом по линии танца. Дама – справа от кавалера.

Ноги – в 3-ей позиции, у обоих - правая нога впереди.

Правая рука кавалера и левая рука дамы подняты вперед и соединены. Локти закруглены и приподняты, находятся рядом, но локоть дамы не должен лежать на локте кавалера. Кавалер правой рукой держит левую руку дамы. Кисть дамы находится сверху на кисти кавалера (пальчики дамы - между большим и указательным пальцами кавалера). Кавалер придерживает кисть дамы большим пальцем правой руки. Соединенные руки должны быть немного ниже плеча дамы (примерно на уровне 1 позиции рук).

Свободные руки: у кавалера – за спиной (заложена назад), или в бальной позиции, у дамы – в бальной позиции, или придерживает платье.

Корпусы партнеров слегка повернуты друг к другу: у кавалера повернуто к даме левое плечо, у дамы к кавалеру – правое.

Голова кавалера – чуть повернута направо и слегка наклонена влево. Взгляд кавалера – на даму.

Голова дамы – чуть повернута налево и слегка наклонена вправо. Взгляд дамы – вперед (по диагонали)

В течение всего танца - подчеркнутое внимание кавалера к своей даме.

Оба партнера начинают движение вперед с правой ноги.

Композиция танца может включать разнообразные проходы и фигуры Полонеза.

Литература

  1. "Руководство для изучения танцев". Составитель Н.Л. Гавликовский. Общедоступное пособие к изучению всех бальных танцев с указателем фигур для котильона и мазурки. С-Петербург, 1899 г.
  2. "Бальный танец XVI - XIX вв.". Ивановский Н.П. Под редакцией Ю.И. Слонимского. Москва-Ленинград, изд. Искусство, 1948 г.
  3. "Танец". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. Изд. Искусство, М., 1968 г.
  4. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  5. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.

Видео к танцу "Полонез"

Па полонеза демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения (ГМО) педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных (СПб ГДТЮ). Запись выполнена на семинарах ГМО при СПб ГДТЮ.

Первую композицию Полонеза на музыку А.К. Глазунова, хореография Сиверцевой М.О., исполняют учащиеся МГАХ (Московская государственная академия хореографии), 4 класс (2015 г.).

Вторую композицию Полонеза на музыку П.И. Чайковского, хореография Елецкой Э.Р., исполняет ансамбль бального танца "ЭТЮД"-сеньоры (2012 г.).

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Полонез" (доступно для скачивания):

Полонез П.И.Чайковского

Полонез А.К.Глазунова