Название:
Рas de Basque (фр.) – Па де Баск (Па де баск)
Буквальный перевод — движение Басков, шаг Басков. Движение из национального танца испанской народности - Басков.
Это движение встречается и во многих народных плясках.
Па де баск представляет собой перескок с ноги на ногу с двумя последующими переступаниями.
Музыка:
Музыкальный размер 2/4.
Движение занимает 1 такт музыкального сопровождения.
Счет для исполнения движения: И-1-И-2
Па де баск
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.
Ноги – в 3 позиции, правая нога спереди.
Руки – на поясе.
Корпус слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца), правым плечом вперед.
Голова - чуть направо. Взгляд - вперед, по линии танца.
1 такт – Па де баск с правой ноги.
Счет |
Описание движения |
Затакт (И) | Левая (опорная) нога слегка смягчается в колене.
Правая нога, с вытянутым носочком и выпрямленным коленом, скользящим движением носком по полу выводится вперед и, не отрывая носка от пола, переводится в сторону, во 2-ую позицию («деми-ронд» - полуронд). |
1 | С мягким перескоком перенести вес на правую ногу (в сторону).
Колено правой ноги смягчается в плие. Одновременно левая нога, смягчаясь в колене, скользящим движением носком по полу подтягивается к правой ноге, проходит через 1 поз. и выводится вперед на носок в 4 позицию. Колено левой ноги выпрямляется, носок оттянут. Корпус поворачивается слегка вправо (по диагонали от центра по линии танца), левым плечом вперед. Голова - чуть налево. Взгляд - вперед, по линии танца. |
И | Переступить (перенести вес) вперед на левую ногу.
Колено левой ноги выпрямлено. Пятка правой ноги, оставшейся позади, приподнимается. (Носок правой ноги касается пола.) |
2 | Скользящим движением приставить правую ногу сзади к левой ноге в 3 позицию. Перенести вес на правую ногу.
Колени выпрямлены. |
2 такт - Па де баск с левой ноги.
Далее движение повторяется с левой ноги.
Исполняется аналогично.
Замечания:
- Па де баск имеет скользящий, стелющийся характер и исключает высокий прыжок. Следует также добиваться слитности исполнения движения.
- Во время кругового движения (полуронда) нога выпрямлена в колене и носок скользит по полу без отрыва.
- Приседания должны быть мягкими и небольшими, без резких подъемов и опусканий.
- Шаг вперед и приставку ноги сзади можно исполнять с небольшим притопом.
- Движение повторяется попеременно с правой ноги и с левой ноги.
- Корпус при исполнении движения каждый раз слегка разворачивается в ту сторону, куда делается первый шаг (после полуронда).
- Голова при при этом поворачивается справа налево, все время оставаясь прямо, с горделивой осанкой. Взгляд – вперед.
- Как отдельный танцевальный элемент Па де баск исполняется с небольшим продвижением вперед, без сильного смещения из стороны в сторону, меняется только положение корпуса.
- В танце "Краковяк" Па де баск исполняется на месте, без продвижения.
Па де баск в паре
Исходное положение:
Партнеры стоят рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).
Ноги – в 3 позиции: у мальчика - левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.
Корпус мальчика слегка повернут вправо (по диагонали от центра по линии танца), корпус девочки слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца).
Голова мальчика немного наклонена налево, девочки – направо. Взгляд друг на друга.
Правая рука мальчика и левая рука девочки отведены в сторону (против линии танца) и соединены на уровне 2 позиции.
Свободные левая рука мальчика и правая рука девочки - на талии.
1 такт – Мальчик выполняет Па де баск с левой ноги, девочка - с правой ноги.
Корпусы партнеров разворачиваются друг от друга: мальчик – поворачивается влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца), девочка - вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца).
Голова мальчика слегка наклоняется направо (к правому плечу), голова девочки - налево (к левому плечу).
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции.
Положение свободных рук не меняется.
2 такт – Мальчик выполняет Па де баск с правой ноги, девочка - с левой ноги.
Партнеры поворачиваются в исходное положение: мальчик - вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца), девочка - влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца).
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем переводятся в сторону в исходное положение.
Положение свободных рук не меняется.
Литература
- "Руководство для изучения танцев". Гавликовский Н.Л. Издание 4-е, испр., Изд. Лань, Планета музыки, СПб, 2010 г.
- "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд Молодая гвардия, М., 1953 г.
- "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
- "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Танец". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. Изд. Искусство, М., 1968 г.
- "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1972 г.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
- "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
- "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление о общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
- "Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам". Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
- "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.
Видео к танцевальному элементу "Па де баск"
Танцевальный элемент "Па де баск" демонстрируют:
1) ПАВЛОВ Владимир Георгиевич - Президент Межрегиональной ассоциации учителей танцев (МАУТ), Директор, руководитель и педагог танцевального клуба «Феникс» (СПб), Fellow и Экзаменатор Международного Союза Учителей Танцев (IDTA). Видеозапись выполнена на семинарах для руководителей любительских коллективов бальных танцев в ДНТиД СПб (2009 – 2010 учебный год).
2) КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Запись выполнена на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.