Классические бальные танцы

Танец "Па де катр"

Название танца: "ПА ДЕ КАТР" - "PAS DE QUATRE".

В балете название "Pas de quatre" обозначает музыкально-танцевальную форму с вариацией четырёх танцовщиков (или четырех балерин) - "танец вчетвером".

Бальный танец "Па де катр" исполняется парой танцоров, а название танца разными авторами объясняется по-разному: оно может быть обусловлено тем, что композиция танца занимает 4 такта музыкального сопровождения в музыкальном размере 4/4. А Ивановский Н.П., например, считает, что название танца объясняется тем, что первый и второй такты каждый содержат 4 танцевальных движения.

Танец относится к историко-бытовым танцам.

Автор танца - русский балетмейстер Гавликовский Н.Л.

Танец создан Гавликовским в конце XIX - начале ХХ века. Танец под названием "Па де катр" существовал и раньше, но Гавликовский создал свой вариант, очень лаконичный и простой.

Ивановский Н.П. в книге "Бальный танец XVI-XIX веков" (1948г.) при описании танца внес в композицию некоторые изменения.

В литературе 80-ых годов прошлого века композиция танца претерпела еще некоторые изменения.

Особенностью танца является исполнение вальсовых поворотов в музыкальном размере 4/4. Половина вальсового поворота при этом исполняется на 2/4 такта. (Полный тур вальса в танце Па де катр занимает 4/4 музыкального сопровождения.) Последовательность движений остается такой же, как и при исполнении вальса в музыкальном размере 3/4, только первые два шага исполняются на 1/8 долю такта.

Музыка:

Музыкальный размер 4/4.

Основные танцевальные элементы:

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Весь танец занимает 4 такта музыкального сопровождения.

Композиция состоит из 2-ух фигур. Каждая фигура исполняется на 2 такта музыки, а весь танец - на 4 такта.

Описание приводится по литературе:

1. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. "Просвещение", М., 1978г.

2. Воронина И. «Историко-бытовой танец». Учебное пособие. Изд. «Искусство», М., 1980г.

Исходное положение:

Партнеры стоят лицом друг к другу, мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру.

Ноги - в 3 позиции, у мальчика левая нога спереди, у девочки - правая.

Руки соединены во 2 позиции, локти округлены.

1 такт.

Счет 1-и-2 - Па глиссад по линии танца (мальчик - с левой ноги, девочка - с правой ноги).

Счет 3-и-4 - Половина вальсового поворота в музыкальном размере 2/4 с продвижением по линии танца: мальчик - с левой ноги, поворачиваясь влево, девочка - с правой ноги, поворачиваясь вправо.

Соединенные руки партнеров (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно переводятся через низ вперед на уровень 2 поз.

Левая рука мальчика и правая рука девочки разъединяются и опускаются в бальную позицию.

После вальсового полуповорота партнеры останавливаются практически спиной друг к другу (мальчик - лицом к центру, девочка - спиной к центру) - в положении неполного dos-a-dos. Ноги - в 3 позиции, у мальчика правая нога спереди, у девочки - левая.

2 такт.

Повтор движений 1 такта, начиная с других ног.

Вальсовый полуповорот мальчик исполняет теперь с правой ноги в правую сторону, а девочка с левой ноги - в левую.

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) снова проводятся через низ в сторону во 2 поз.

В конце 2 такта партнеры, поворачиваясь лицом друг к другу, принимают закрытую позицию для исполнения вальса в паре.

3-4 такты.

Счет: 1-и-2, 3-и-4, 1-и-2, 3-и-4 - Партнеры в закрытой позиции исполняют 2 полных вальсовых поворота (2 тура) вправо с продвижением по линии танца, в музыкальном размере 2/4.

В конце вальсовых поворотов партнеры принимают исходную позицию танца.

Вся композиция повторяется.

При повторении композиции на 3-4 тактах вальс в паре может исполняться в левую сторону.

Литература

  1. "Руководство для изучения танцев". Составитель Н.Л. Гавликовский. Общедоступное пособие к изучению всех бальных танцев с указателем фигур для котильона и мазурки. С-Петербург, 1899 г.
  2. "Бальный танец XVI - XIX вв.". Ивановский Н.П. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Москва-Ленинград, изд. Искусство, 1948г.
  3. "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
  4. "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  5. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  6. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.

Видео к танцу "Па де катр"

На первой видеозаписи танец исполняют учащиеся МГАХ (Московская государственная академия хореографии), 2 класс. Запись выполнена в 2015 г.

На второй видеозаписи более длинный вариант композиции танца (на 8 тактов) демонстрируют представители Самарской региональной детско-молодежной общественной организации (СР ДМОО) "Успех", Самарского областного историко-краеведческого музея (СОИКМ) им. П.В. Алабина, в рамках подготовки Алабинского бала.

Музыкальное сопровождение

Музыка для исполнения танца "Па де катр" (доступно для скачивания):

Па де катр - вариант 1

Па де катр - вариант 2